В Америке один за другим лопаются банки. Причем уже не только инвестиционные, но и обычные потребительские. Самым громким стало фактическое банкротство банка «Вашингтон Мьючуал», принимавшего на хранение депозиты и выдававшего кредиты простым американцам. После того как конгресс США отказался выделить 700 миллиардов долларов на спасение экономики, кризис продолжился.
Американские проблемы уже пересекли Атлантический океан и докатились до Старого Света. В Великобритании потерпел крушение банк «Брэдфорд энд Бингли». Не затронут ли эти проблемы и нас?
— В России есть филиалы иностранных банков. Кому-то из них угрожает банкротство?
— Из крупных зарубежных банков в России с частными лицами работают в основном европейцы. Австрийский «Райффайзенбанк», французский «Сосьете Женераль», группа «Юникредит». Их финансовое положение пока устойчиво. К тому же европейский рынок хоть и затронули проблемы США, но все-таки не настолько сильно, чтобы пошатнуть китов финансовой системы Старого Света.
Из американских компаний в нашей стране работает Ситибанк. Но с ним пока, к счастью, все хорошо. Подтверждение того — недавняя покупка этим банком другой американской финансовой организации — «Ваковия».
— А если все-таки кто-нибудь у нас лопнет, кто вернет наши вклады?
— Между прочим, даже вкладчики лопнувших американских банков не страдают. Тот же «Вашингтон Мьючуал» купила корпорация «Джей Пи Морган», и все вклады сохранены.
Впрочем, особо подозрительным стоит помнить: все наши вклады на сумму до 400 тысяч рублей застрахованы государством. Это значит, что даже если банк лопнет, обанкротится, разорится и исчезнет с лица земли, то вклады вернет государство. За счет денег, собираемых в специальном агентстве по страхованию вкладов. Страховка касается и зарубежных банков, ведь они не открывают в России прямые филиалы, а создают представительства, работающие полностью по российским законам и правилам.
— Не повторится ли у нас дефолт?
— Нет, не повторится. Дефолт — это банкротство, объявленное государством. Это когда правительство не в состоянии платить по долгам. У нас сейчас и долгов-то не так много. А даже если бы и было много, то экспорт нефти пока еще не иссяк, а в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния накоплено немало денег на всякий случай.
Десять лет назад дефолт сопровождался резким ростом курса доллара. Сейчас этого тоже не случится: в нынешней ситуации как раз Америка накопила огромные долги в долларах, и поэтому валюта США будет постепенно падать. И уж точно не вырастет даже до уровня 26 рублей за доллар в ближайшие месяцы.
— Ходят слухи о массовых сокращениях в банках и госсекторе. Не начнется ли у нас безработица?
— Действительно, банки и крупные компании вынуждены экономить на зарплатах сотрудников. И, возможно, топ-менеджеры останутся без годовых бонусов.
— Правда ли, что усилия правительства по спасению фондового рынка обернутся для нас инфляцией?
— Правительство выделило 3 триллиона рублей на решение проблем банков. Эти деньги финансистам не подарили — только дали в долг на время. Взяли их в федеральном бюджете и из золотовалютных резервов. И со временем, когда ситуация устаканится, банки их вернут.
К сожалению, накачивание экономики деньгами приведет к инфляции. От этого никуда не деться. Каким именно будет рост цен, сейчас трудно спрогнозировать. Очевидно, что эффект от размещения в банках этих 3 триллионов появится не сейчас: по мнению экспертов, кризис отразится на инфляции в начале следующего года.
— Повысят ли бюджетникам зарплату в связи с инфляцией?
— В России грядет реформа системы оплаты труда. Единую тарифную сетку (ETC) отменят, вместо нее появится новая и пока до конца не продуманная система начисления зарплат. С 1 декабря, когда перестанет существовать ЕТС, зарплата бюджетников будет проиндексирована аж на 30 процентов. К тому же с 1 января минимальный размер оплаты труда вырастет до 4,33 тысячи рублей. Следующая индексация по плану — только в 2010 году. Впрочем, если инфляция будет слишком большой, правительство может пересмотреть это решение и повысить зарплату дополнительно.
Андрей ЛАВРОВ