В первом полугодии 2008 г. банки констатировали замедление темпов ипотечного кредитования до 67% против трехкратного увеличения в предыдущие периоды. Эскалация финансового кризиса не оставляет надежд на рост по итогам года.
590 млрд руб. (в прошлом году — 557 млрд руб.). В 2009 г. ситуация может еще более ухудшиться
На этом фоне роль госбанков на рынке будет увеличиваться. Тенденция наблюдается уже сейчас: доля Сбербанка в объеме ипотечных кредитов увеличилась с 34% в 2007 г. до 46% в первом полугодии 2008 г. Наращивает обороты и «ВТБ 24». Эти два крупнейших игрока уже контролируют более 60% ипотечных кредитов, в дальнейшем их позиции будут только укрепляться.
В будущем на рынке останутся банки, имеющие возможность фондироваться или из государственного бюджета (Сбербанк, «ВТБ 24» и Газпромбанк), или
Замедление темпов кредитования неблагоприятно отразится и на секторе ипотечного страхования. Если в 2007 г. этот рынок вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2006 г., то в текущем году сборы по ипотечному страхованию, вероятно, достигнут 8,2-
8,5 млрд руб., что лишь на 20—25% больше, чем в 2007 г. Одна из причин такого замедления в том, что по требованию Сбербанка страхуется только залог, следовательно, с возрастанием значения Сбербанка среднерыночный тариф снижается. Тем не менее то, что рынок ипотеки не уменьшится за счет уже выданных кредитов (его объем достигнет 8,5—8,8 млрд руб.), позволяет надеяться на поступательное развитие бизнеса страховых компаний в этом сегменте. По нашим оптимистичным прогнозам, объем рынка ипотечного страхования уже в 2010 г. превысит 10 млрд руб., а к 2012 г. увеличится в 3 раза.
Тем не менее ожидать возобновления бурного роста ипотеки можно будет только после устранения негативных факторов финансового кризиса. Мы согласны с прогнозом Минэкономразвития, что объемы выдаваемых ипотечных кредитов в 2012 г. могут достичь 1,4 трлн руб. Для этого ежегодный рост рынка в 2010—2012 гг. должен составлять не менее 25% — вполне реальная цифра, учитывая высокую потребность населения в улучшении жилищных условий.
Николай КРИВОШЕЕВ, руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахования»