Вероятность возвращения на уровни, зафиксированные 17 сентября [индекс РТС рухнул до 1058 пунктов], мы оцениваем как крайне низкую«, — написали в стратегии по фондовому рынку от 2 октября аналитики Банка Москвы. Но уже на следующий день, 3 октября, в пятницу, индекс РТС почти достиг этой маловероятной отметки: упал на 7% до 1071 пункта. Индекс ММВБ снизился на 5,3% до 924,6 пункта.
Причина — и падающие цены на нефть, и общая нестабильная ситуация, объясняет управляющий директор «Открытия» Евгений Данкевич, но добавляет: «Панических продаж не было». За два дня нефть сорта Brent подешевела на $10, правда, вечером в пятницу она стала дорожать — к 20.00 МСК баррель стоил $94,7 (+0,8%).
Положительное голосование в конгрессе США по плану Полсона, предусматривающему выделение $700 млрд на спасение финансового рынка, прошло после закрытия торгов в России и многие участники закрывали позиции, чтобы не нервничать в выходные, полагает главный трейдер «Уралсиба» Олег Воротницкий.
Европейские индексы на ожиданиях, что план Полсона все-таки примут, выросли в пятницу на 2,3—3%. Американский рынок пока не поверил собственному министру финансов: индекс S&P 500 снизился на 1,35%, а Dow Jones — на 1,5%.
Портфельный управляющий «Финама» Николай Салабуто считает, что оставшиеся в портфелях бумаги продают те российские игроки, у кого есть проблемы с ликвидностью.
Самыми подешевевшими бумагами в пятницу были акции «Норильского никеля»: на ММВБ компания потеряла 18,2% капитализации. Этому способствовали не самая лучшая отчетность и отказ от выплаты дивидендов за первое полугодие 2008 г., объясняет аналитик «Капитала» Виталий Крюков, падение акций «Норникеля» происходило на фоне стабильных цен на никель.
Акции «Роснефти» упали на 6,6%, «Газпрома» — на 5,8%.
С 30 сентября биржи должны приостанавливать торги (минимум на час) при изменении технических индексов более чем на 10% по сравнению с ценами закрытия предыдущего дня или более чем на 5% по сравнению с ценами открытия текущего дня. Ранее предельные значения составляли 12% и 8% соответственно. Сужение границ нужно, чтобы минимизировать вмешательство ФСФР в ход торгов, объяснял руководитель ФСФР Владимир Миловидов.
Индекс ММВБ в пятницу не достигал указанных лимитов.
«Падение рынка на 7% при высокой волатильности, какую мы видим в последние дни, — не повод приостанавливать торги всеми бумагами, — говорит Данкевич. — Любое лекарство при частом употреблении перестает давать лечебный эффект».
«Рынок не требует дополнительного вмешательства ФСФР, так как, что и показали сегодня торги, в состоянии регулировать себя сам», — сказал Миловидов в пятницу в интервью телеканалу «Вести». По его мнению, фундаментальных оснований для кризиса на российском рынке нет.
Алексей Серов, начальник аналитического отдела ИК «Файненшл бридж», считает, что, раз американские площадки отреагировали снижением даже на принятие плана Полсона, от российского рынка в понедельник роста ждать не стоит — напряженность с ликвидностью сохраняется. В ближайшую неделю индекс РТС может опуститься ниже отметки 1000 пунктов — до 950, заключает Серов.
Гузель ГУБЕЙДУЛЛИНА