Следственный комитет при прокуратуре (СКП) фактически завершил расследование уголовного дела замминистра финансов Сергея Сторчака, председателя совета директоров — президента Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Вадима Волкова и генерального директора ЗАО «Содэксим» Виктора Захарова. Как стало известно «Газете», в пятницу им было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Для Сторчака оно расширилось еще на одну статью: помимо покушения на мошенничество (ст. 30 и 159 УК) ему вменили злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).
Неожиданностью для адвокатов Сторчака и его самого стало отсутствие в новой редакции обвинения суммы, которую он собирался похитить. «Ее просто нет, — заявил корреспонденту «Газеты» адвокат Андрей Ромашов. — И я не могу вам объяснить, откуда в таком случае появилась квалификация мошенничества «в особо крупном размере».
Ранее представители следствия утверждали, что Сергей Сторчак, Вадим Волков, Виктор Захаров и член совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Игорь Кругляков (
Эта сумма должна была пойти на возмещение затрат ЗАО «Содэксим», которые компания понесла в 1996 году, выкупив за $26 млн у Минфина часть алжирского долга перед рядом предприятий военно-промышленного комплекса СССР в обмен на поставки и реализацию алжирской продукции. Но товары в итоге поставлены так и не были. Более того, в 2006 году Россия полностью списала алжирский долг в $4,7 млрд. После этого представители «Содэксима» и обратились в правительство России с просьбой компенсировать прямые потери и уплатить набежавшие за 10 лет проценты. В Минфине признали справедливость этих требований. Между сторонами — Сергеем Сторчаком, с одной стороны, и руководством «Содэксима» — с другой, начались переговоры о размере окончательных выплат.
Как утверждают в Минфине, хотя $43,4 млн уже были зарезервированы под эту сделку, далеко не факт, что «Содэксим» получил бы их полностью. В любом случае дело довести до конца не удалось — в ноябре 2007 года участники переговоров были арестованы.
Как посчитало следствие, $43,4 млн могли быть скрытой формой «отката» чиновникам. Якобы именно на эту сумму был завышен долг «Содэксима», который должен был покрыть Минфин. Подозрения следователей подкрепил и тот факт, что деньги должны были быть перечислены в МИБ, руководитель которого, Вадим Волков, давно знаком со Сторчаком по работе в Минфине.
О том, что расследование вошло в свою завершающую фазу, 30 сентября заявил руководитель следственной группы Анатолий Исканцев во время продления Сергею Сторчаку срока содержания под стражей.
«В новой редакции обвинение зеркально повторяет предыдущее, — сообщил адвокат Сергея Сторчака Андрей Ромашов. — На этот раз следователи переписали его дважды. Сначала как фабулу обвинения в покушении на мошенничество, а затем в злоупотреблении полномочиями. Видимо, это сделано с расчетом на то, что суд не решится оправдать обвиняемого по всем статьям и по какой-нибудь обязательно вынесет приговор».
Окончательное обвинение Сергею Сторчаку было предъявлено в стенах СИЗО «Лефортово». Процедура продолжалась около трех часов.
«Сергей Анатольевич назвал происходящее белибердой и бредом, — говорит Андрей Ромашов. — Он считает, что следствие либо не смогло до конца разобраться в схеме погашения долга, либо намеренно обвиняет его в том, чего не было».
Сергей Сторчак своей вины не признал и отказался от положенного после предъявления обвинения допроса, заявив, что будет давать показания в присутствии всех своих адвокатов (один из трех защитников замминистра заболел). Ожидается, что на этой неделе все процессуальные формальности будут проведены, после чего обвиняемые начнут знакомиться с материалами дела и готовиться к началу судебного процесса.
Мария РОГАЧЕВА