В сентябре динамика промпроизводства ухудшилась. Об этом свидетельствует исследование Института экономики переходного периода (ИЭПП). Снижение спроса на промышленную продукцию усилилось во всех отраслях, что привело к спаду производства. Оставшись без кредитов, россияне вместо дорогих товаров больше стали тратить на продукты, комментируют эксперты. На фоне мирового кризиса решить проблему отсутствия спроса, главного тормоза производства, в ближайшие месяцы в состоянии только государство.
Мировой финансовый кризис непосредственно сказался на инвестициях и на темпах промышленного производства в России, о чем свидетельствует опрос ИЭПП руководителей 720 предприятий. В сентябре опрос зафиксировал абсолютное сокращение продаж во всех отраслях, кроме пищевой. Главная причина — спад спроса. Быстрее всего он падал в стройиндустрии и легкой промышленности. «В сентябре темп снижения спроса достиг 15 балансовых пунктов, — комментирует заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. — Такая величина в последнее время регистрировалась только в январе, когда вся страна одномоментно гуляла первую декаду месяца». По данным ИЭПП, сейчас же это заставило промышленность не только сократить в сентябре объемы выпуска, но и тормозить рост цен. Однако издержки предприятий при этом не снизились. Другим фактором снижения цен в сентябре, как отмечается в обзоре Центра развития о текущем состоянии экономики, стало снижение цен на энергосырье — средняя контрактная цена нефти при поставках на НПЗ оказалась почти на 40% ниже пикового июльского значения.
Ключевым фактором замедления производства является снижение темпов роста инвестиций. По итогам 2008 года, по оценке ведущего эксперта Центра развития Валерия Миронова, они вырастут лишь на 11% против 21% в прошлом году. «Это ведет к сокращению инвестиционного спроса на оборудование, стройматериалы и сельхозтехнику — слишком велика зависимость от внешних кредитов», — говорит он. Однако стройиндустрию ожидают еще большие трудности. «Пока строители, у которых нет западных кредитов, рассчитываются квартирами с поставщиками услуг и банками. Но это до поры до времени», — предупреждает Валерий Миронов. Рост пищевого сектора он объясняет переориентацией потребителей с дорогих товаров: «Возможность получения кредитов уменьшилась, потому снижается потребление дорогих товаров и увеличивается не полностью удовлетворенный спрос на продукты питания. Например, россияне потребляют мяса меньше нормы».
Основным двигателем инвестиционного и потребительского спроса на фоне мирового финансового кризиса в ближайшие месяцы, по мнению экспертов Центра развития, может стать государство, накопившее для смягчения циклических кризисов большие резервы. Пока чиновники не решили, использовать выделенные на спасение банков и поддержку рынка средства только как краткосрочный ресурс поддержания ликвидности или конвертировать их в длинные кредиты. «Вероятно, само развитие ситуации подтолкнет российские власти ко второму сценарию, — говорится в обзоре Центра развития. — Тогда экономический рост будет удержан, но на уровне как минимум на четверть ниже нынешних 8%». Впрочем, Минфин России, очевидно, будет непросто в этом убедить. Свои оценки по промышленному росту в 2008 году эксперты уже понижают. Так, по мнению Валерия Миронова, промышленность вырастет лишь на 5% против средних в последние годы 6,2% роста.
Татьяна ФРОЛОВСКАЯ