Ни принятие плана по спасению экономики США, ни поддержка европейских лидеров своих финансовых систем пока не помогли мировым фондовым рынкам остановить падение.
Сначала просели американские индексы на 1,5 процента, а вчера следом за ними ушли в минус на 4—8 процентов азиатские и европейские биржи. Российские биржи
Индекс РТС к закрытию торгов упал на 19 процентов — до 866 пунктов. А индекс ММВБ опустился на 18 процентов — до 752 пунктов. Торги дважды останавливались на РТС, на ММВБ — три раза. Здесь нужно обратить особое внимание, что падение российского рынка происходило на малых объемах торгов. И любая продажа единичных акций приводила к сильному снижению котировок и индексов. Поэтому назвать вчерашние продажи на российском рынке паническими трудно, поскольку объемы попросту отсутствуют.
Между тем в понедельник индекс РТС поставил новый рекорд после кризиса 1997 года по своему падению в течение дня.
Впрочем, эксперты не теряют оптимизма. «Рынок акций, скорее всего, успокоится. Сейчас цены бумаг «голубых фишек» с учетом их экономических показателей просто смехотворные, — заявил «РГ» директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. — А продажи происходят на очень низких объемах — система просто ищет выхода из создавшейся ситуации. Крупные игроки стоят в стороне, а играет на рынке мелкая рыбешка. Конечно,
По словам главы Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова, регулятор и дальше будет контролировать суточные торги временной остановкой при превышении установленных пределов, но никто не собирается устраивать бирже «фондовые каникулы» до конца года. С такой тактикой согласны и большинство экспертов, опрошенных «РГ». В текущей ситуации долгая остановка торгов не будет оправдана, поскольку пока фондовый рынок не сильно влияет на финансовую систему страны. Российские биржи достаточно «молодые», поэтому их обвал вредит в основном инвесторам, а не всей экономике. А российская финансовая система в целом отличается стабильностью благодаря консервативной политике банков. Кроме того, существует риск, что подобные «фондовые каникулы» могут закончиться еще большим обвалом, поэтому целесообразнее давать рынку «фондовые выходные» в течение 1—2 дней, чтобы он успокоился. За это время инвесторы могут спокойно подумать и выбрать бумаги, которые они будут покупать.
Наблюдатели утверждают, что и в понедельник, и в пятницу инвесторы избавлялись от последних еще пользующихся спросом российских акций. Главным объектом распродаж стали акции «Норникеля» и «Газпрома», подешевевшие на 37 и 24 процента соответственно. Бумаги ВТБ подешевели на 24 процента. Общие потери капитализации отечественного рынка оцениваются в 700 миллиардов долларов. Однако американский рынок только за один торговый день обрушился на 1,3 триллиона. Именно после этого был принят «план спасения» Полсона, оцененный в 700 миллиардов долларов.
Мировые центробанки все больше начинает беспокоить еще одна проблема — угроза дефляции. И главный показатель — рекордный обвал цен на нефть, которые уже опустились ниже 90 долларов за баррель. А следом за ними падают металлы. Обвал мировых финансовых рынков, цен на сырье, а также ужесточение условий кредитования — все говорит в пользу того, что падение цен продолжится. И хотя пока инфляция по-прежнему остается проблемой, существует риск, что предпринятые правительствами разных стран меры не купируют ситуацию в финансовом секторе. Падение цен может переметнуться в реальный сектор экономики.
По мнению экспертов, сценарий дефляции может выглядеть следующим образом: мировые банки, страдающие от списания активов, связанных с ипотечным рынком, продолжат ужесточать условия кредитования, сдерживая экономический рост. Это приведет к снижению цен на дома, что повлечет за собой новые потери и еще больше сократит желание банков кредитовать экономику. На фоне углубления кредитного кризиса компании не смогут повышать цены на свою продукцию.
Впрочем, есть и другое мнение, что мировую экономику ожидает вовсе не дефляция, а стагфляция. Это означает повышение цен при масштабном снижении темпов роста промпроизводства. И если с инфляцией и с дефляцией финансовая наука худо-бедно научилась бороться, то стагфляция пока еще не поддается гарантированному лечению.
Тем временем доллар уже не как американская национальная валюта, а в качестве мировой резервной денежной единицы продолжает свой победный рост «во время чумы». Европейская валюта вчера просела до 1,36 доллара, а котировки российской легко преодолели психологическую отметку в 26 рублей за доллар. И сегодня доллары в России продают уже по 26,5 рубля. Значит ли это, что гражданам стоит запасаться наличными «зелеными», как накануне кризиса в девяностых годах? Не факт. Потому что все громче идут разговоры о том, что Америка может отказаться поддерживать свою национальную валюту на мировом рынке и выпустить «внутренний доллар». Точно так же, как в прошлом веке она отказалась обеспечивать доллары своим золотым запасом, когда европейские страны захотели обменять горы зеленых бумажек на гарантированный желтый металл. И что тогда станет с триллионами ничем не обеспеченных американских долларов по всему миру, никто не знает.
Какая же судьба ожидает в этой ситуации российский финансовый рынок? По словам экс-заместителя главы ФСФР Владислава Стрельцова, проблемы, которые сложились на рынке, далеко выходят за пределы ожидаемых. Финансовая теория не может предвидеть всех политических проблем, тем более в других странах. И, конечно, странно было бы выстраивать риск-менеджмент с учетом падения рынка более чем в два раза, как это произошло сейчас. По мнению Стрельцова, причина обвала фондового рынка очевидна — это результат интеграции России в мировую финансовую систему и ее кризиса. Стоит ли ожидать банкротств в результате кризиса? Да, считает он, на растущем рынке, который мы наблюдали в течение нескольких лет, многие компании и банки забыли об осторожности и своих обязательствах перед клиентами. И именно «жадность» трейдеров поставила некоторые финансовые компании на грань банкротства. Безусловно, вливание бюджетных средств в банковскую инфраструктуру поможет избежать системных рисков. Но в условиях «кризиса доверия» на денежном рынке эффективное использование этих денежных средств в качестве кредитов будет проблематично. Ведь в момент кризиса отсутствуют надежные залоги. Но данная мера, несомненно, позволит исполнить основные обязательства банков по ранее привлеченным кредитам и в целом положительно отразится на бесперебойной работе со средствами клиентов. Инвестиционный же интерес к приобретению ценных бумаг на российском фондовом рынке будет возвращаться постепенно, и здесь еще много потребуется сделать.
Так почему же антикризисный пакет законодательных мер, принятый Госдумой в первом чтении, финансовый рынок, судя по его реакции, просто проигнорировал? Как пояснил «РГ» председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев: «У участников рынка нет уверенности, что эти средства дойдут до своей цели, ведь деньги, выделенные правительством ранее, рынок так и не почувствовал. К тому же если даже эти деньги и дойдут до определенного слишком узкого круга банков, от них ничего не достанется реальной экономике. Потому что самую тесную связь с производителями имеют средние и мелкие банки, и не обязательно региональные — большинство из них работают в столице. Но как раз они в число получателей этих денег на основании принятого законопроекта пока не попадают».
Тем временем
Несмотря на нестабильность финансового рынка, мин экономразвития не собирается менять макроэкономический прогноз развития России на ближайшие три года. Сейчас министерство, передает ИТАР- ТАСС со ссылкой на замглавы минэкономразвития Андрея Клепача, разрабатывает дополнительный пакет антикризисных мер для стабилизации финансовой сферы страны. Что касается инфляции, то «она идет темпами, немного выше прогнозируемых». По мнению Клепача, к концу года инфляция будет «чуть меньше или чуть больше 12 процентов».
Вчера вечером также стали известны итоги первых часов американских торгов в понедельник. Понижающие тенденции пятницы продолжились. Впервые за четыре года индекс Доу-Джонса на Нью-Йоркской фондовой бирже упал ниже отметки в 10 000 пунктов. Этот важнейший показатель деловой активности США снизился более чем на 400 пунктов, или на 4 процента. Одновременно зафиксировано снижение и других ведущих биржевых показателей. Индекс электронной биржи НАСДАК понизился на 90,95 пункта. Индекс «Стандард энд Пурз-500» опустился на 4,22 процента — до 1052,86 пункта.
Олег ГЛАДУНОВ