Мировой финансовый кризис сравнивают с цунами.
Академик, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:
«Инфляция в России будет расти. Рост банковских ставок по вкладам тоже будет расти, но все же отставать от роста цен на товары».
— Сразу скажу, что нынешний кризис принципиально отличается от дефолта 1998 года. Тогда произошло банкротство крупнейших банков страны. Многие граждане потеряли свои вклады. Сегодня такого нет. Дело в том, что в России фондовый рынок не очень большой. Падение акций отечественных компаний затронуло малый процент населения, так как большинство россиян ценными бумагами не владеют. Они с удивлением слушают драматические новости о финансовых фондовых катастрофах.
Наших граждан больше волнуют две вещи: рост цен и сохранность их банковских вкладов. Российское руководство пусть с опозданием, но все же поддержало отечественные банки, так что никаких проблем с деньгами россиян, хранящимися в банках, не будет. Инфляция в России будет расти. Рост банковских ставок по вкладам тоже будет расти, но все же отставать от роста цен на товары.
Обвального снижения курса рубля по отношению к доллару не произойдет. В ходе мирового финансового кризиса предпринимались спекулятивные атаки на рубль, но все они были с успехом отбиты. Золотовалютные резервы России очень велики, и Центральный банк в состоянии защитить валюту страны. Курс рубля может потихоньку снижаться, но этот процесс не будет носить лавинообразного характера.
Проблемой для наших граждан является внутреннее обесценение денег. Речь может зайти об индексации доходов населения. Народ пока молчит, но это только обостряет проблему. Инфляция установится на уровне 15—17%, может приблизиться к 20%. Это серьезные показатели. Они связаны с монополистическим сговором на внутреннем рынке, отсутствием конкуренции, узостью товарного предложения. Инфляция в России в 5—6 раз выше, чем в странах Запада. Кредит крупным банкам в 1,5 триллиона рублей, выданный государством для поддержания ликвидности, создает серьезный инфляционный риск.
Мировой кризис нанес удар по ипотеке в России. Число россиян, пользующихся кредитами на жилье, сократится, так как вырастут проценты. Вырастут и цены на недвижимость по стране. Не будет падения. Низкодоходные группы населения уйдут с рынка жилья. Высокодоходные группы в условиях финансовой нестабильности будут тратить сверхприбыль на приобретение недвижимости.
Я бы посоветовал держать сбережения на валютных счетах в крупных российских банках. Потому что финансовых монстров государство в случае кризиса будет спасать в первую очередь. Да и вклады будут защищены, так как в РФ уже действует мощная система страхования вкладов. Сегодня страхуются вложения до 300 тысяч рублей. Государственная дума хочет поднять этот уровень до 700 тысяч рублей.
Но нужно диверсифицировать валюты: большая часть вклада в долларах (потому что он сегодня дешевый), на втором месте — евро, на третьем — рубль. Гегемония доллара в системе мировых валют всерьез и надолго. Да, мировой финансовый кризис будет месяцев 16 еще продолжаться, но в итоге будет преодолен, и доллар продолжит лидировать и по отношению к евро, и по отношению к рублю.
Деньги граждан РФ на валютных счетах банков будут обесцениваться на 1—3% в год. Если оставлять деньги «в чулках», они обесценятся на 15%.
— Около 80% лекарств, трети продовольственных товаров, многое другое поступает в Россию
— Такое повышение уже произошло почти год назад. Сегодня ничто не указывает на второй скачок цен.
— Профицит российского бюджета определяется высокими ценами на нефть. Могут ли они серьезно понизиться в результате финансового кризиса?
— Новый уровень цен на нефть будет стабильно высоким. Ничто в будущем не указывает на то, что серьезный перекос между спросом и предложением на нефтяном рынке мира будет меняться в сторону предложения. Возможны всякие спекулятивные взлеты и падения, но в целом цена будет колебаться у отметки 100 долларов за баррель.
Вице-президент РАН, директор Московской школы экономики МГУ, академик Александр Некипелов:
«Нам всем будет обидно, если полтриллиона долларов, за которыми стоит экспорт природных богатств России, уйдут в топку кризиса».
— Международный финансовый кризис приобретает очень серьезные масштабы. Он оказывает серьезное влияние и на российскую экономику. Обострилась уже существовавшая проблема ликвидности в нашей банковской сфере. Мировой кризис повлиял через отток капитала из РФ на состояние фондового рынка. Многие иностранные инвесторы изымали капитал из нашей страны по той причине, что необходимо было выполнять свои долговые финансовые обязательства на Западе. Но в определенной мере сказались и события в Южной Осетии и Грузии. Как бы там ни было, отток капитала с фондового рынка России принял серьезные масштабы и привел к его крушению. Капитализация рынка упала в два раза. Это пока не оказывает существенного воздействия на реальный сектор российской экономики, но так бесконечно продолжаться не может. Относиться безразлично к тому, что происходит в мировой финансовой сфере, нельзя.
Крупные финансовые вливания, которые были произведены Центральным банком, являются на данный момент достаточными. Меры были приняты энергичные и правильные. В то же время, мне кажется, было бы правильным открыто осуществлять государственные интервенции на фондовом рынке России. Речь идет прежде всего о поддержке уровня курса акций крупнейших российских компаний. Цель — не допустить скупки по низкой цене эффективных предприятий. Эти меры будут противодействовать снижению котировок, помогут их подъему.
— Вы были сторонником вкладывания избыточных валютных резервов, полученных от сверхприбыли при продаже нефти, в модернизацию нашей экономики, а не в ипотечные фонды США. Сегодня ваша позиция не изменилась?
— Мы все заинтересованы в том, чтобы огромные валютные резервы, которые накоплены в нашей стране, применялись не только для погашения последствий мирового финансового кризиса, хотя это тоже необходимо делать. Нам всем будет обидно, если полтриллиона долларов, за которыми стоит экспорт природных богатств России, уйдут в топку кризиса. Я считал и считаю, что необходимо избыточные валютные резервы направлять на модернизацию экономики. Слишком большая экзотика держать полтриллиона долларов в ценных бумагах с низкой доходностью.
Руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН, профессор, доктор наук Вячеслав Сенчагов:
«Будет дополнительный рост цен прежде всего на продовольственные товары».
— В ходе мирового кризиса будет расти инфляция. В США она вырастет с 3% до 5%. В России — до 20%.
Наша страна не смогла уберечься от кризиса. Несмотря на заверения госчиновников о наличии «подушки безопасности». Дело в том, что за годы реформ Россия стала частью мирового рынка. Осуществление модернизации нашей экономики тоже становится проблемой, так как оборудование и технологии после финансового кризиса повысятся в цене. Залоги по кредитам, а это ценные бумаги, сегодня обесцениваются. Так что потребительские кредиты станут менее доступны. Ставки по ним будут расти.
В российской экономике не возникнет проблем с деньгами благодаря устойчиво высокой конъюнктуре на углеводороды. Сверхприбыль от продажи нефти и газа компенсирует финансовые издержки в бюджете. Если крупные банки, получившие деньги от ЦБ РФ на поддержание ликвидности, переведут часть средств мелким и средним финансовым структурам, как это было задумано правительством, средний и мелкий бизнес не пострадает. Самая большая сложность для России сегодня — понять, как среагирует на кризис вся система внутренних цен. По моим прогнозам, будет дополнительный рост цен прежде всего на продовольственные товары и рост инфляции. Инфляция, выросшая в результате мирового финансового кризиса, больно ударит по бедным (богатые живут за счет высоких доходов на углеводороды, а мировые цены на эту группу сырья не снизятся). В такой ситуации правительство РФ должно будет компенсировать действие инфляции, чтобы сохранился платежеспособный спрос населения, который определяет возможность экономического роста страны. Произойдет ли это, я сейчас предсказать не могу.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор Московской школы экономики МГУ, академик Виктор Ивантер:
«Что касается российской экономики, то она от кризиса пострадать не может».
— Фондовый рынок России невелик. Количество людей, от которых зависит его состояние, небольшое. Мировой кризис не затронул его всерьез. Другое дело, что наши крупные корпорации и банки делали финансовые заимствования на внешнем рынке. До последнего времени деньги там были дешевле, чем в России. Кредиты нашим компаниям давались под залог ценных бумаг. Сегодня в результате мирового финансового катаклизма эти акции потеряли в цене. Значит, кредиты стали дороже, отдавать их будет сложнее.
В это же время мы свои деньги, полученные от сверхприбыли при торговле природными ресурсами, отправляем в ипотечные фонды США. А оттуда получаем кредиты под большие проценты. Сегодня пришло время подумать, выгодна ли нам такая политика?
Что касается российской экономики, то она от кризиса пострадать не может. Потому что первые действия власти были адекватными ситуации. Хотя не нужно было нагнетать. Ведь когда по государственным каналам говорят, что на финансовом рынке РФ все хорошо, а проблемы решают президент и премьер-министр, то у народа возникает вопрос: если все спокойно, то почему урегулированием ситуации занимаются первые лица государства?
Думаю, что инфляция, ростом которой пугают обывателя, повысится не
Мировая экономика сегодня развивается по моноцентричной модели, в центре которой доллар. Решение о признании американской денежной единицы резервной мировой валютой было принято после окончания Второй мировой войны, когда все крупнейшие экономики мира были разрушены. Сегодня появились мощные центры экономического развития в Европе, Китае, Японии, Юго-Восточной Азии. Противоречие между полицентричным характером мировой экономики и одной резервной валютой (долларом) породило нынешний кризис и будет провоцировать последующие. Думаю, в течение нескольких лет будет решен вопрос о создании мировой полицентричной модели финансовой системы.
— Какие уроки должны извлечь мы из мирового финансового кризиса?
— Первое: если на фондовом рынке 60% иностранных инвесторов, вы должны подготовиться к тому, что они в любой момент могут сбежать. Второе: не нужно пугать людей, в России и так слабая финансовая система, народ каждый август спрашивает, не будет ли дефолта. Третье: не нужно пугаться самим. Убежали инвесторы? Кто убежал? Крупнейший автомобильный концерн «Рено», держатель блокирующего пакета Автоваза? Нет. Может быть, «Бритиш Петролеум» продает свою долю? Тоже нет.
Да, убежали 15 миллиардов долларов представителей спекулятивного международного капитала. Кто их купил? Кто их продал?
Сегодня мы успешно вывели 70 миллиардов долларов из ипотечной системы США. А когда государство вкладывало туда российские деньги, не знали о надутом пузыре американских финансов и проблемах с ликвидностью? Тогда почему вложили? На все вопросы нужно открыто и публично ответить.
Кризис «на местах»
Сергей Шиндин, генеральный директор группы компаний, занимающихся прямыми инвестициями в промышленность РФ, 55 лет:
— Последствия мирового финансового кризиса это, во-первых, рост после 16—17 сентября (когда произошло резкое снижение котировок акций крупнейших российских компаний на РТС) процентных ставок по кредитам на 1,5—2%. Во-вторых, это отказ банков под различными предлогами от выдачи кредитов и мелкому, и среднему бизнесу, и рядовым гражданам.
Мировой кризис фондового рынка никак не сказался на работе наших машиностроительных заводов в Ульяновске и Чувашии. Спрос на их продукцию не упал. Мы, как обычно, произвели сезонное снижение цен на их продукцию.
Анна Федотова, топ-менеджер американской фирмы, специализирующейся в сфере высоких технологий, 24 года:
— В нашей фирме идет сокращение штата на 7%. Это коснулось не только московского филиала, но и отделений по всему миру. В том числе и в США. Наш бюджет существенно сократился. Даже средства на зарубежные деловые поездки урезаны. Зарплаты сотрудников не снижены, так как это противоречит закону. Нам удалось отстоять размер медицинских страховок. Но средства на внутриофисное питание выделяются в меньшем размере.
Александр Тимофеев, генеральный продюсер, 51 год:
— Пока не чувствую последствия кризиса. Кредиты мы не берем. Западное оборудование, которое я использую в своих лазерных шоу, не поднялось в цене. Спрос на зрелища в Москве, по России и в Западной Европе не упал.
Под текст
Леонид Брежнев:
«Нынешний кризис необычен… Рост дороговизны неумолимо сокращает реальные доходы населения».
«Особую остроту кризисным процессам придала инфляция. Подогреваемая постоянно растущими военными расходами, она достигла невиданных для мирного времени размеров. Усилились соперничество, раздоры, каждый норовит получить преимущество за счет других, навязать свою волю. Все это говорит о том, что нынешний кризис необычен. Теперь все видят: опровергнут один из главных мифов, созданных реформистами-идеологами. Обещания создать общество всеобщего благоденствия потерпели очевидный провал. Тяжкое бремя легло на плечи народных масс. Рост дороговизны неумолимо сокращает реальные доходы населения. Усилился идейно-политический кризис общества. Он поражает институты власти. Расшатывает элементарные нравственные нормы. Коррупция становится все более явной, даже в высших звеньях государственной машины. Продолжается упадок духовной культуры. Растет преступность. Это общество, лишенное будущего».
Речь на XXV съезде КПСС, 1976
Подготовила Ирина ТИМОФЕЕВА