Щедрые обещания кандидатов в президенты США снизить налоги и ввести всеобщее медицинское страхование е все больше похожи на несбыточные фантазии, поскольку стоимость борьбы с коллапсом банковского сектора уже превысила отметку в $1 триллион.
Следующий президент США окажется в незавидных условиях, оказавшись лицом к лицу с экономикой, которая, скорее всего, скатится в рецессию. Ему придется принимать жесткие решения о непопулярной войне. И он будет вынужден разбираться финансовой системой, которая перевернулась вверх дном.
По иронии судьбы, действия сегодняшней администрации США, направленные на разрешение кризиса, повлияют на способность будущего правительства, кто бы им ни руководил — республиканец Джон Маккейн или демократ Барак Обама — выполнить обещания, данные во время предвыборной кампании.
«Многое будет зависеть от масштабов стабилизации, которые мы увидим в преддверии 2009 года, — сказал Конрад ДеКвардос, из RDQ Economics. — Слабый экономический рост приведет к слабому росту доходов, и мы, возможно, увидим значительное увеличение дефицита бюджета».
И действительно, Бюджетное управление Конгресса предсказывает, что дефицит бюджета США подскочит до рекордного уровня в следующем году, достигнув $438 миллиардов.
Но здесь появляются вопросы приоритетов. Война в Ираке — показательный пример. Когда она началась, страна уже испытывала дефицит, и тем не менее, администрация нашла средства, чтобы финансировать военные операции.
Полное изменение этой схемы может помочь следующему президенту.
«Будущим кандидатам нужно надеяться на некоторое сокращение военных расходов благодаря общей стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, — сказал Питер Айрленд, профессор экономики из колледжа Бостона. — Если это произойдет, то действительно появится больше средств для других вещей».
Два основных предложения обеих предвыборных кампаний, которые могут оказаться под угрозой, также являются и самыми дорогостоящими: Обама планирует предоставить медицинское страхование каждому американцу, а Маккейн хочет продолжить программу Буша по сокращению налогов.
Кандидат от демократов обещает провести модернизацию американской страховой системы, которую его сторонники оценивают в $50—65 миллиардов. Он говорит, что найдет на это деньги, отменив снижение налогов для граждан, зарабатывающих более $250.000 в год.
В свою очередь, Маккейн заявляет, что сохранит сниженные Бушем налоги без изменений, и сократит ставки подоходного налога для компаний с 35 до 25 процентов. Его налоговые планы оцениваются в $400 миллиардов в год.
«Может случиться то, что произошло с Джорджем Бушем- старшим. Вы говорите «верьте мне, никаких новых налогов», а затем вы приходите в офис — и это уже другая история», — сказал Томас Хиггинс из Payden & Rygel.
К счастью для поборников реформы здравоохранения, экономисты считают, что существует мощный аргумент в пользу расширения доступа к страхованию во времена, когда многие американцы теряют работу и вместе с ней свои полисы: это может поддержать экономический рост, или, по меньшей мере, задержать спад.
Опрос, проведенный Marist College Institute для Public Opinion показал, что вне зависимости от того, кто займет Белый дом, подавляющее большинство американцев предпочитают, чтобы президент занялся здравоохранением, а не снижением налогов — 70 процентов против 27 процентов.
Это не означает, что бюджетные проблемы никого не интересуют. В политическом климате, когда роль правительства в разрешении финансового кризиса становится все шире, желание увеличивать расходы будет небольшим.
«То, что каждый кандидат во время любой политической кампании составляет чрезмерно оптимистичный финансовый план — это факт. И когда они приходят в офис, обычно почти все они понимают, что им придется подстраивать планы под реальность», — сказал Джеффри Франкел, профессор финансов и экономики из John F. Kennedy School of Government.
Педро да КОСТА, Клаудиа ПАРСОНС, перевела Юлия ЗАСЛАВСКАЯ