За два кризисных месяца — август и сентябрь — международные резервы России сократились на $39,8 млрд, или на 6,7%. Основная причина — удорожание доллара к евро и фунту и поддержка Центробанком курса рубля.
1 августа международные резервы России достигли своего исторического максимума — $595,9 млрд; к 1 октября они составили $556,1 млрд, сообщил Центробанк. В августе резервы сократились на рекордные $14,3 млрд, в сентябре был поставлен новый рекорд — минус $25,6 млрд.
Получается, каждый торговый день сентября резервы теряли $1,16 млрд.
Наиболее сильно сократились резервы в иностранной валюте — на $59,8 млрд за август-сентябрь ($43,8 млрд — в сентябре), незначительно подорожали резервы в золоте (на $87 млн за два месяца), резервы в других активах, куда ЦБ относит сделки обратного репо, увеличились за два месяца на $19,9 млрд (из них $17,4 млрд — за сентябрь).
Центробанк активно реповал на внешнем рынке, уверен Николай Кащеев из МДМ-Банка: «Ликвидность у него для этого есть, а ставки там безумные».
В сентябре регулятор осуществил рекордный объем интервенций: нетто-продажи валюты составили $17,9 млрд ($17,2 млрд и 492 млрд евро). Для сравнения, в августе ЦБ продал долларов больше, чем купил, всего на $31 млн, сальдо по операциям с евро было положительным (купил на 614,1 млн евро больше, чем продал).
Фактически ЦБ предоставлял средства для оттока иностранного капитала, удерживая курс рубля, заключает Евгений Надоршин из «Траста».
На курсовой переоценке в сентябре, когда доллар стал резко дорожать против основных европейских валют, ЦБ потерял порядка $9 млрд, подсчитал Надоршин. Около $2 млрд за сентябрь ЦБ заработал на управлении портфелем — снижении доходности иностранных госбумаг, прежде всего коротких бумаг американского казначейства; их доходность за месяц снизилась с 2,4% до 1,8%, говорит Надоршин.
Ольга КУВШИНОВА