Вчера президент Дмитрий Медведев огласил список дополнительных антикризисных мер. Государство готово выделить на поддержание ликвидности банков почти триллион рублей субординированного кредита и упростить процедуру взыскания долгов и реорганизации кредитных организаций. Эксперты предупреждают, что эти меры, если не будет жесткого контроля, приведут к утечке денег на спекулятивный рынок и росту инфляции, а также к усилению угрозы захвата банков рейдерами.
На состоявшемся вчера совещании у Дмитрия Медведева обсуждались возможные варианты поддержки банковской системы России в условиях бушующего в стране и мире финансового кризиса.
Держать антикризисный совет в Кремль пригласили вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, председателя Центробанка Сергея Игнатьева, а также руководителей крупнейших госбанков — главу ВТБ Андрея Костина, главу ВЭБа Владимира Дмитриева, главу Сбербанка Германа Грефа. По итогам совещания были приняты некоторые принципиальные решения, которые, по мнению экспертов, должны повысить ликвидность кредитных организаций РФ. В частности, Медведев поручил внести изменения в законодательство, касающиеся упрощения порядка взыскания задолженности, обеспеченной залогом, и порядка реорганизации кредитных организаций.
Одновременно объявлено о выделении банкам субсидированного кредита на сумму до 950 млрд. руб. на срок не менее пяти лет. «Эта общая сумма с учетом договоренностей может быть разбита следующим образом: Сбербанку — до 500 миллиардов рублей, ВТБ — до 200 миллиардов, Россельхозбанку — до 25 миллиардов, другим — до 225 миллиардов рублей», — заявил президент.
Независимые эксперты обращают внимание, что антикризисные решения, принятые вчера на совещании в Кремле, нельзя считать продуктом, готовым к употреблению. Бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко признал, что «теоретически все это может сработать». «Однако я не услышал, зачем это делается и какую проблему собираются решить», — отметил он. По его словам, в выступлении президента не прозвучали подробности: кому собираются давать деньги, откуда их возьмут и на каких условиях. Дьявол же скрывается, как правило, в деталях, которые остаются неизвестными. Поэтому обсуждать пока нечего, добавил Алексашенко.
«Выделение субсидированного кредита направлено на поддержание ликвидности банковской системы России. Мера эта правильная, если бы не один момент: эти деньги, полностью или частично, сразу после выделения их банкам попадут на спекулятивные рынки», — считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Именно это произошло со стабилизационным кредитом, выделенным банкам в августе 1998 года. «В тот же день эти деньги были на валютной бирже, что и привело к девальвации рубля», — подчеркнул Делягин. В его понимании решение о выделении 950 млрд. руб. банковской системе без запрета на спекулятивные операции будет ошибкой. «Деньги, которые государство наивно дает банкирам, будут пущены на распыл — инфляция вырастет», — утверждает эксперт. По мнению Делягина, так скорее всего и произойдет, поскольку люди, управляющие сегодня госфинансами, «в лучшем случае неопытны, в худшем случае — недобросовестны». То же самое касается и решения упростить процедуру взыскания с банков долгов, что откроет лазейки для рейдерских захватов, предупреждает Делягин.
Оглашение новых антикризисных мер фондовый рынок встретил небольшим повышением котировок, после чего последовало новое падение.
Игорь НАУМОВ