Торги на российских биржах РТС и ММВБ были вчера остановлены до 10 октября или до специального распоряжения Федеральной службы по финансовым рынкам
Согласно результатам вчерашних торгов, индекс Dow Jones составил 9447,11 пункта, показав снижение на 5,1%, S&P — 996,23 пункта (минус 5,7%), японский Nikkei — 9203,32 пункта (минус 9,38%). При этом цена нефти упала до минимума 10 месяцев на ожиданиях эскалации мирового финансового кризиса. По данным Bloomberg, цена ноябрьского фьючерсного контракта на нефть марки WTI в электронной системе Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) вчера составила чуть больше 86 долл. за баррель, что на 4 долл. ниже итоговой котировки 6 октября. Стоимость фьючерса на нефть Brent на ноябрь на лондонской бирже ICE Futures снизилась на 2,44 долл. — до 82,22 долл. за баррель.
Впрочем, эксперты не успевают менять данные в своих исследованиях, гадая, когда и на каком уровне остановятся котировки российских фондовых площадок. Вчера на заседании Экономического клуба директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил, что нынешняя ситуация свидетельствует о крахе спекулятивного развития экономики. Достаточно сказать, что с мая текущего года, когда был зафиксирован пик мировых индексов, российские индексы потеряли в среднем до 70% капитализации, тогда как на других рынках кризис сказался снижением котировок в среднем на 30%.
«Дело не столько в мировом финансовом кризисе, который послужил лишь дополнительным импульсом к падению. Проблема заключается также в перекапитализированности российского фондового рынка, которая была достигнута к началу текущего года в результате реализации принципа «чем больше капитализация — тем лучше», — заявил Николаев. — О наступлении коррекции можно было говорить в начале этого года. В мае-июне стало ясно, что Россия не справится с заданными параметрами по инфляции. Однако затем мы умудрились к этому факту добавить целый ряд негативных моментов, таких, как дело «Мечела», война с Грузией и корректировка по поводу вступления в ВТО. К тому же нельзя забывать, что государство выстроило каркас ускоренной инфляции на ближайшие годы, приняв решение об ускоренной индексации тарифов на услуги естественных монополий».
По мнению Николаева, государственные меры поддержки фондового рынка в виде вливания дополнительных финансовых ресурсов для исправления ситуации недостаточны. Для преодоления кризиса, по его мнению, необходимы ограниченная бюджетная поддержка банковской системы, принятие программы стабилизации и развития финансовых рынков и борьба с инфляцией. Но главное — государство должно отказаться от скупки проблемных активов и начать продажу акций госкомпаний. Впрочем, по мнению Сергея Алексашенко, занимавшего в 1993—1995 годах пост замминистра финансов, а с 1995 по 1998 год — первого зампреда Центробанка, продажа госпакетов на рынке — далеко не лучший выход из ситуации. «Допустим, сегодня один из инвесторов продаст 0,1% акций «Роснефти», котировки которой на этом событии могут рухнуть хоть на 18%, — отметил Алексашенко, ныне — независимый инвестиционный консультант. — А потом Росимущество объявит о готовности продать 10% той же «Роснефти» — и что будет?» По его мнению, наиболее правильным решением было бы разрешить использовать средства пенсионных накоплений Внешэкономбанка (ВЭБ) на покупку облигаций эмиссионных компаний. «Основа мирового фондового рынка — использование «длинных» пенсионных денег, — заявил Алексашенко. — У нас этого пока нет».
По мнению руководителя отдела рыночного анализа Собинбанка Александра Разуваева, решение пустить пенсионные средства, аккумулированные в ВЭБе, было бы очень действенным инструментом для рынка. «Средства от покупки эмиссионных облигаций компаний первого эшелона пошли бы в реальный сектор экономики, — считает аналитик. — Если же говорить о других методах, то государство вполне могло бы пойти на отмену налога на прибыль для инвесторов, выполнить уже озвученные решения о снижении налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и жестче следить за нарушениями прав инвесторов».
В свою очередь, Николаев не уверен, что в случае продажи акций госкомпаний рынок пойдет вниз. «Надо смотреть, какие активы и в какой момент продавать, — считает эксперт. — Надо пробовать, расшатывать нынешнюю замороженную ситуацию, когда есть и деньги, и выгодная цена для скупки активов. Необходимо просто запустить этот механизм».
Сергей КУЛИКОВ