На 3 октября резервы составили $546,1 млрд, сообщил вчера ЦБ. За восемь недель они уменьшились на $51,4 млрд. По ежемесячным данным ЦБ, на 1 октября международные резервы составляли $556,1 млрд, в сентябре они сократились на $25,6 млрд, или на $1,12 млрд каждый торговый день.
Спустя два дня резервы сократились еще на $10 млрд. Эта цифра может быть чуть меньше или чуть больше — ежемесячные и еженедельные данные ЦБ не совпадают
Основная причина снижения резервов последней недели — падение курса евро к доллару, в котором резервы учитываются, продолжает Надоршин, из $16,7 млрд на курсовую переоценку приходится $14 млрд. Только с 1 по 3 октября евро потерял 3,5% к доллару, одно это могло обойтись в $8 млрд, подсчитал он.
По оценкам Кирилла Тремасова из Банка Москвы, основная причина снижения резервов — отток капитала, он профинансирован $45 млрд из $51,4 млрд. Уход в доллары — мировая тенденция, российский рынок — не исключение, соглашается экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров.
Снижение цен на сырье и укрепление доллара вызвали новый всплеск спекуляций на валютном рынке, заметила экономист Альфа-банка Наталия Орлова, на этой неделе ЦБ проводит масштабные интервенции — для поддержки курса рубля и предотвращения оттока депозитов. Только в понедельник он продал $5 млрд, подсчитала Орлова, это вторая по величине сумма: 8 августа ЦБ продал $8 млрд. Во вторник и среду, по оценкам Надоршина, ЦБ продал еще порядка $8 млрд.
За сентябрь ЦБ установил рекорд интервенций: чистые продажи валюты составили $17,9 млрд. В августе ЦБ продал долларов больше, чем купил, всего на $31 млн. В октябре объем чистых продаж будет не меньше сентябрьского, обещает Надоршин, но добавляет, что за июнь — июль нетто-покупки ЦБ валюты — $37 млрд: «Выходим в ноль».
На рынке ощущается недостаток рублей, однодневные ставки по валютным свопам (предоставление рублей) достигали 12%, а объемы свопов — рекордных значений, сообщает Надоршин.
Использование резервов для финансовой стабильности в ситуации внешнего шока — правильная политика, думает экономист Citigroup Элина Рыбакова. В краткосрочном периоде снижение резервов не вызовет негативных последствий, в том числе пересмотров рейтинга России, уверена она: «Резервы все равно огромны — более 90% всей денежной массы, больше объема внешней задолженности». Проблемы могут начаться, если продолжать такую политику полгода-год.
Ольга КУВШИНОВА