Западные аналитики и журналисты считают, что действия руководителей мировых центробанков против самого глубокого с 30-х годов прошлого века кризиса пока не приносят плодов. Чем больше проходит времени, тем выше вероятность того, что мировая экономика скатится к дефляции, которая будет сопровождать глобальную рецессию. Все страны так или иначе столкнутся с ней.
Эксперты Всемирного экономического форума считают, что «Соединенные Штаты легко восстановятся, как только завершится кризис, так как американская экономика занимает первое место в рейтинге мировой конкурентоспособности».
«Чем свободнее финансовый рынок, тем больше риск банкротства для банков» Аналитики банков, наоборот, придерживаются гораздо более скептического мнения. Согласно рейтингу финансовой надежности стран, на первом месте оказалась Канада, 2-е и 3-е места занимают Швеция и Люксембург, США находятся на 42-м месте, Великобритания — на 44-м. Отдельной положительной оценки удостоилась Швейцария. Ее преимуществами являются способность к инновациям, прямые связи между наукой и промышленностью, крупные школы и сильные университеты, макроэкономическая и финансовая стабильность. ВВП на одного жителя составляет сейчас в Швейцарии 58 тыс. долларов, тогда как у тех же США 45 тысяч.
Европейская пресса с удовольствием цитирует премьер-министра России Владимира Путина, заявившего на встрече с лидерами партий о том, что во всем мире «навсегда подорвано доверие к США как мировому финансовому центру».
Россия, занимающая 51-е место, поднялась на семь позиций благодаря нефтяным доходам. В то же время у нее имеются проблемы в различных сферах: недостаточная эффективность управления, коррупция, непрозрачность управления предприятиями, товарными и финансовыми рынками, говорят экономисты из Goldman Sachs.
Как считает Рихард фон Штор, ведущий аналитик австрийской консалтинговой компании HPPV Invest, «чем свободнее финансовый рынок, тем больше риск банкротства для банков». Из этого вытекает требование по ограничению международных потоков капитала, например, при помощи контроля или особых пошлин.
Ключевые слова: Экономика России, кризис, мировая экономика, рынок акций
Лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Тобин еще несколько десятилетий назад предложил посредством небольшого налога, так называемого налога Тобина, «подсыпать песка в механизмы спекуляции». В свое время это практиковала и ФРГ при помощи введения налога на биржевой оборот.
«Не робкое финансирование, а разумная приватизация тонущих банков, как это сегодня делает Великобритания, может стать панацеей для стабилизации рынка мировых финансов, — считает экс-глава Deutsche Bank Гилмар Коппер. — Государство должно национализировать институты, снабдить их свежим капиталом и снова их продать».
Ряд зарубежных изданий цитируют обращение Московской международной валютной ассоциации (ММВА) на имя Дмитрия Медведева и Владимира Путина, в котором содержится опасение, что «массированное вливание бюджетных денежных средств фактически оборачивается лишь их оседанием в крупных государственных и избранных частных банках, созданием для них новых конкурентных преимуществ и мало влияет на решение главной поставленной задачи — стабилизации».
Авторитетная Frankfurter Rundschau, наоборот, считает, что, «если государство поддержит конъюнктуру, оно будет способствовать и сокращению негативных последствий финансового кризиса. И именно поэтому правильно и своевременно сейчас задуматься о прямой помощи частным бюджетам и компаниям, которые попали в кредитную западню».
Падение рынка заставляет заимодавцев требовать еще большего обеспечения, что приводит к дальнейшему росту продаж акций, сообщает британская The Times, отмечая, что у России имеются хорошие резервы для поддержки ликвидности банков.
«Прозвучавшее на неделе обещание о выделении миллиардов долларов на рефинансирование внешнего долга российских компаний прозвучало как сигнал о том, что российские активы, особенно стратегические, будут спасены», — пишет Financial Times.
Значительная часть российского общества еще не ощутила кризис на себе. В фондовый рынок инвестирует очень небольшой процент населения, а действия властей по поддержке банков предотвратили паническое изъятие вкладов.
Наиболее явственно воздействие кризиса проявилось в строительной отрасли, в последние несколько лет одной из наиболее быстрорастущих, но также одной из наиболее зависимых от банковских кредитов. Сегодня ее проблемы являются самыми большими в российской экономике, а потери — масштабными, пишет The Washington Post.
Павел ОГОРОДНИКОВ