Сейчас настало время для выкупа долговых бумаг и акций российских компаний, в первую очередь компаний с госучастием, заявил вчера президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.
Как известно, уже принято решение о том, что ВЭБу будет выделено 50 миллиардов долларов на кредитование компаний для погашения внешних долгов. Однако, волновались участники совещания в ТПП, пока еще остается открытым вопрос о том, каким будет механизм выдачи этих кредитов.
Возможно, государство должно помогать компаниям гасить долги в обмен на акции компаний и делать это только там, где мы не можем допустить смены собственника, предложили участники совещания.
Еще одна проблема — это распределение госсредств, направленных на поддержку банковской системы, по всей экономике. Пока, как признавали участники совещания, этого не происходит: несмотря на госвливания, банки крайне неохотно выдают кредиты, а ставки по ним неумолимо ползут вверх — до 24—28 процентов. По мнению Примакова, нужно срочно обязать банки, получающие госсредства, сохранять кредитные линии предприятиям, предоставлять деньги малому и среднему бизнесу.
Кроме того, надо менять сам механизм финансирования роста экономики, сложившийся в течение последних лет, считает Евгений Примаков. Западные кредиты становятся практически недоступны,
В новых условиях, считает он, особое значение имеют внутренние сбережения — долгосрочные депозиты юридических и физических лиц, свободные средства Пенсионного фонда (объем накоплений которого примерно равен всему объему внутреннего госдолга), часть средств Фонда национального благосостояния и профицита бюджета.
Пока же вложение накопленных средств в американские казначейские бумаги вместо их использования внутри России, отсутствие докризисных мер по увеличению капитализации отечественных банков фактически поощряло их к получению кредитов из зарубежных источников, полагает Примаков. И все это привело к тому, что внешний корпоративный долг превысил 450 миллиардов долларов (эта сумма, кстати, превышает объем изъятых через механизм Стабфонда «нефтедолларов»). Но в условиях кризиса обслуживать эти долги становится все труднее, не исключено, что многие компании уже сейчас могут столкнуться с текущими выплатами. А
Что касается российского финансового рынка, то, по мнению главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, он стабилизируется в течение нескольких недель. Сейчас принятые правительством меры по поддержанию финансовой системы могут оказать в основном психологическое воздействие, примерно восемь-девять дней уйдет на то, чтобы эти меры заработали и госсредства поступили в банки. Но сам процесс выздоровления будет более длительным.
Между тем участники совещания в ТПП «О трудностях, сложившихся в финансово-экономической сфере, и мерах по их преодолению» на протяжении почти трех часов выдвигали самые разные идеи по поводу того, какие меры могут быть приняты вдобавок к уже сделанным шагам.
Так, по мнению Тосуняна, в России вслед за другими странами могут быть даны гарантии гражданам по стопроцентному возмещению вкладов в случае возникновения проблем у отдельных банков. Недавно, напомнил он, эта планка уже была поднята с 400 до 700 тысяч рублей. Но и этот уровень надо поднимать, считает президент АРБ. Такой шаг станет дополнительным сигналом, что на самом деле дела обстоят не так плохо, поможет предотвратить панику среди населения, которое, поддавшись разговорам о кризисе, может кинуться вынимать деньги с депозитов, что создаст эффект «цепной реакции» и приведет к дополнительным трудностям у банков и скажется на реальном секторе экономики. В то же время, уверен Тосунян, поводов опасаться дефолта сегодня нет. То есть масштабные выплаты по вкладам все-таки не грозят. Проблемы действительно могут возникнуть у отдельных банков, признал он. Но ведь когда в прошлом году ЦБ отозвал лицензии у более чем сорока банков, этого практически никто не заметил, пояснил президент АРБ журналистам.
Тосунян уверен также, что при грамотном подходе наша страна сумеет выйти из мирового финансового кризиса с гораздо более высоким статусом. Но, безусловно, полностью избежать негативных последствий скорее всего не получится. А это значит, что нужно всерьез думать о серьезных и долгосрочных мерах поддержки экономики и извлекать уроки из допущенных ошибок. При этом, как подчеркнул он, причины финансовых неприятностей в нашей стране и за рубежом имеют все-таки разный характер. Так, если США и страны Западной Европы, образно говоря, пострадали от «кризиса перепроизводства» в банковской сфере (дешевых кредитов, раздаваемых направо и налево), то у нас проблемы возникли, напротив,
Елена КУКОЛ