Предсказать котировки на мировых биржах стало не легче, чем выиграть в рулетку. Волшебная палочка под названием «снижение ставок» больше не работает. Даже согласованные действия шести центробанков, включая ФРС, Банк Англии и ЕЦБ, на прошедшей неделе не помогли выправить ситуацию. Технические отскоки индексов вверх никто не принимает за перелом ситуации. Фондовые рынки в глубоком минусе, нефть Brent упала в пятницу почти до $77 за баррель. Среди всеобщей вакханалии растет лишь золото, которое того и гляди превысит $1000 за унцию.
Конец прогнозам
На российских площадках принудительное закрытие торгов уже не успокаивает игроков. Здесь предсказуемость тоже исчезла. После обвала в начале недели регулятор объявил, что биржи не будут работать до пятницы, однако в четверг торги все же состоялись, а в пятницу
«Да, мы сейчас вынуждены перейти в ручной режим управления, — признал глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов в интервью. — Решение возобновить торги в четверг было принято для того, чтобы наш рынок мог отыграть позитив». Глава ФСФР считает, что игрокам росийских торговых площадок просто не хватает опыта работы на пикирующем рынке. «Такое беспрецедентное падение мировых индексов уже сравнивают не с 1998 г., а с 1929-м», — подчеркивает он. А старожилов, которые помнили бы, как тогда обстояли дела, среди участников торгов не осталось.
Если в сентябре во время дебютного вмешательства ФСФР в торги инвесторы оценили это как лучший из худших вариантов, то резкие движения властей на минувшей неделе вызвали у игроков уже недоумение, а кое у кого — даже подозрения в том, что внезапные открытия и закрытия бирж проводятся в чьих-то интересах. Российские бумаги продолжают торговаться на зарубежных площадках, и когда котировки меняются на 20% за полдня, арбитражные операции (перевод акций с внутренних площадок в депозитарные расписки, торгующиеся на LSE или NYSE, и обратно) становятся весьма прибыльным делом.
«Временный уход рынка на зарубежные площадки — это меньшее из двух зол, — объясняет Владимир Миловидов. — В перспективе для нас это повод задуматься, как бороться с подобными двойственными ситуациями». Второе зло — очередной обвал рынка. Игроки тем не менее не считают остановку торгов в пятницу из страха обвала правильной мерой. Причин успокаиваться нет. «Падение рынков в США, цепочка банкротств и неплатежей грозят парализовать финансовую систему, — говорит Николай Подлевских из ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». — Огромный объем дефолтных свопов, который оценивается в $50 трлн, нависает над рынком и сеет панику». Банки перестают кредитовать предприятия и друг друга, ради пополнения ликвидности тотальная распродажа продолжается. Собственно, рухнувшие цены на акции и взлетевшие доходности по облигациям являются ярким свидетельством того, насколько велика нехватка живых денег во всем мире.
Куда податься
Что делать рядовым инвесторам? Гендиректор УК «Альфа Капитал» Михаил Хабаров призывает строить инвестиционную стратегию по аналогии с кризисом 1998—1999 гг. «Если инвестор сейчас в бумагах, то ему нужно просто забыть об этих деньгах лет на пять, — говорит он. — Положить деньги в ящик, а ключ выбросить. И если через пять лет найти и открыть, тогда можно радоваться». Многие инвесторы уже так и поступают. Вывод средств из ПИФов, по словам представителей управляющих компаний, в октябре не такой масштабный, как месяцем раньше. Кстати, пайщики сами способны усугубить падение рынка, ведь когда из фондов идет массовый отток, УК вынуждены продавать бумаги так же, как кредитные организации: по любой цене. И давить рынок еще ниже. По словам Хабарова, избегать вынужденных продаж пока позволяет стратегия фондов, где изначально был высокий уровень cash. «Мы корректируем все стратегии фондов под единственное требование к активам — ликвидность», — присоединяется к коллеге управляющий УК Росбанка Дмитрий Шумилов. Паевые спекулянты, которые были парадоксальным явлением российского рынка (обычно в фонды вкладываются спокойные инвесторы), из ПИФов в основном ушли. На растущем рынке случаи спекуляций паями доходили до абсурда:люди брали кредиты в банках и вкладывали деньги в ПИФы на короткие сроки.
«Сейчас мы предупреждаем пайщиков: нельзя входить в ПИФы с надеждой заработать на волатильном рынке здесь и сейчас», — говорит замгендиректора по продажам и маркетингу УК Росбанка Марина Кращенко. Большинство управляющих компаний дали консультантам инструкции: ориентировать «заблудших» клиентов на срок инвестирования от трех лет и отговаривать от отраслевых стратегий тех, кто решился вложиться на падении. Правда, в рекомендациях есть и разногласия: одни УК ратуют за индексные фонды, другие считают, что хитом станут смешанные ПИФы. В любом случае главное в стратегии — нащупать правильные точки входа и выхода. «Мы советуем клиентам не вкладывать всю сумму сразу, — говорит начальник управления продаж и маркетинга УК «Райффайзен Капитал» Александр Бару. — Если есть миллион, лучше купить на 100 000 руб., а потом вложить еще 200 000 руб. и т. д. Так больше шансов поймать дно».
В самих управляющих компаниях
«Надо
Екатерина САМОРОДОВА, Оксана ШЕВЕЛЬКОВА