Лишь бы «камешек» побольше!
Крупный ювелирный салон на Тверской. В витринах — серьги с изумрудами, подвески с сапфирами, браслеты с рубинами. Украшения на любой вкус и кошелек. Но большинство покупателей толпятся у витрины с бриллиантами.
— Подайте-ка мне вон то колечко, похожее на цветок, — просит продавца мужчина лет сорока.
Цена колечка, кстати, 40 тысяч рублей. Недешево.
— Эх, если бы не кризис, и не подумал бы брать, — вздыхает мужчина. — Мне зарплату на прошлой неделе урезали аж на 20 процентов! Плюс из отдела уволили двух сотрудников. Вот я и решил прикупить драгоценности на черный день.
И таких покупателей немало.
— Октябрь всегда был мертвым месяцем для продаж, — говорит Светлана СЕМИНА, директор одного из ювелирных магазинов Москвы. — Как правило, все деньги народ растратил в летних отпусках, да и праздники не скоро. Но в этом октябре наши продажи выросли процентов на 15! Москвичи решили вкладывать сбережения в драгоценные камни. Причем интересуются в основном бриллиантами.
— Они всегда в цене, — поясняет директор другого ювелирного магазина Анна ЗАМЕТАЕВА. — Клиенты предпочитают камни, где больше карат. Например, если раньше могли взять кольцо с россыпью мелких бриллиантов, то теперь спрашивают кольца с одним большим камнем. Словом, воспринимают украшения исключительно как накопление денег.
Есть манто, да по цене не то
Станция метро «Войковская». Двухэтажный магазин, где продают меха и дубленки. Вешалки трещат от обилия одежды. Кожаные куртки за 50 тысяч рублей, полушубки за 120 тысяч рублей, норковые манто за 250 тысяч…
Но покупателей немного. От силы человек 30. Продавцов-консультантов чуть меньше.
— Клиентов совсем мало, — жалуется продавец Марина. — А ведь начинается сезон, скоро зима. В октябре люди, наоборот, стараются прикупить обновку.
Но в этом году к дорогому товару подходят редко.
— По сравнению с октябрем прошлого года наши продажи упали процентов на 10, — вздыхает Марина. — Скорее всего, люди экономят. Да и выбирают чаще более дешевый товар.
В «Раю» требуют скидки
Весьма ощутимо кризис ударил по богатым тусовщикам. И они потуже затянули пояса от Версаче.
— Может, оптом возьмете, а то к вечеру уже расхватают!
— Тусоваться стали меньше, — сетует владелец крутого столичного клуба «Рай» Андреас. — Столики (они стоят порядка 40—50 тысяч рублей за ночь. — Прим. авт.) практически не заказывают. Стали требовать скидки на коктейли. Поэтому мы хотим провести акцию специально для жертв фондовой биржи. Да и вообще, думаю, надо понижать цены в клубе процентов на тридцать. Но это не значит, что в погоне за выручкой будем пускать кого попало. Фейс-контроль у нас по-прежнему строгий.
Меньше народу стало и в столичных казино. Да что говорить! Даже путевки в Куршевель и Санкт-Мориц рискуют стать горящими.
— В прошлом октябре уже вовсю бронировали путевки на зимние направления, — говорит директор по маркетингу туркомпании «Гранд Тур Вояж» Юлия ШЕСТАКОВА. — Насчет дешевых курортов (Египет и Таиланд) говорить рано: на них туры открываются в ноябре, а вот путевки в экзотические и европейские страны пока провисли. Думаю, это связано с нестабильностью на фондовом рынке. Народ боится
Похоже, у сильных мира осталась одна радость — хорошо поесть.
— У нас клиентов не убавилось, — радуется администратор элитного кафе «ПушкинЪ» Максим ЧУРИН. — Если от казино можно отказаться, то от привычного обеда — сложно. Это может понизить самооценку.
Нынче покупатели в меховых магазинах на вес золота.
Другие модные рестораны по-прежнему забиты. Вкусы у бизнесменов не изменились, а вот размер чаевых — существенно.
— Раньше гости оставляли на чай по тысяче, — переживает Наталья, официантка пафосного московского кафе «Аист». — А теперь и две сотни — праздник. Тяжелые времена!
В кафе и ресторанах попроще тоже людно. Люди, экономя на одежде (бутики пустуют), по-прежнему не скупятся на фаст-фуд. А вот домашние питомцы уже подвывают от кризиса.
— У нас людей стало в два раза меньше, — говорит администратор зоомагазина «Острый нюх» Ольга БУРКО. — А те, кто приходит, особо не тратятся. Раньше, допустим, брали две баночки корма в неделю, а теперь — только одну. Смешивают ее с обычной едой (каши, супы) и так постепенно переводят питомцев на домашнюю пищу. Перестали покупать ошейники, разные игрушки и шампуни. Лишней копейки не выложат. Такими темпами мы тут сами скоро завоем!
«Вы уволены!»
В Америке куча компаний лопнула в одночасье. Очереди на биржу труда огибают кварталы.
— У нас пока до этого не дошло, — говорит директор по маркетингу и пиару кадрового агентства Cornerstone Евгения МАРКОВА. — Но согласно нашим исследованиям большинство крупных компаний планируют сократить расходы на персонал. В основном это корпорации, которые работают в банковской сфере, а также в области инвестиций, строительства и девелопмента (вид риэлторской деятельности. — Прим. ред.). В первую очередь сокращение коснется офисных служащих. Полетят головы «потенциально способных» сотрудников. То есть тех, кто в принципе хорош, но пока не проявил себя. В условиях кризиса они балласт для компании.
Уже сейчас, по словам Евгении Марковой, кадровые агентства завалены резюме от управленцев среднего и высшего звена.
И, похоже, в ближайшее время им ничего не светит: новые сотрудники мало кому нужны.
— Но есть и хорошая новость, — продолжает Евгения. — Тем, кто не попал под сокращение, зарплату понижать не будут. Это принципиальная позиция руководства многих компаний. Они боятся остаться без основной команды в экстремальных условиях.
А вот простым московским трудягам бояться нечего. Конечно, все больше компаний уменьшают объемы производства и замораживают проекты до лучших времен. Но поскольку производство у них, как правило, в регионах, без работы остаются тамошние сотрудники. Что же касается заморозки строительных объектов, то тут не повезло в основном гастарбайтерам. Москвичи же пока вне зоны риска.
— Мы специализируемся на рабочих специальностях и обслуживающем персонале, — говорит начальник отдела информации Управления государственной службы занятости населения по г. Москве Андрей ГРИНБЕРГ. — И к нам очереди не стоят. По сравнению с октябрем прошлого года ничего не изменилось. В месяц, как и прежде, поступает порядка 25 тысяч обращений. Среди работодателей устойчивый спрос на водителей, охранников и продавцов. Управленцы, видимо, придут в службу занятости попозже. Пока они брезгуют пособием по безработице в размере 3214 рублей.
Кстати, в ближайшее время прибавится работы у коллекторов.
—
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: «Хочется гульнуть напоследок!»
Спрос на ювелирные украшения легко понять. Народ не понимает, во что верить, в условиях, когда и рубль ослабевает, и с парой доллар — евро непонятная ситуация, и банковская система расшатана. Поэтому и предпочитает
А вот в рестораны, я думаю, даже больше должны ходить. Ведь хочется гульнуть напоследок!
Евгений БЕЛЯКОВ