Обвал на фондовых рынках и кризис мировой банковской системы спровоцировали скупку золота населением многих стран. Монетные дворы и дилеры не справляются с возросшим спросом на монеты и слитки.
В августе монетный двор США приостановил продажи популярных среди розничных инвесторов золотых монет American Eagle весом в 1 унцию «
Повышенный интерес к золоту наблюдался во второй половине сентября, но с начала октября дилеры работают не покладая рук, отмечает Сандра Конуэй из ATS Bullion в Лондоне. «Приходят люди, которые раньше золото никогда не покупали. Они знают, что цена может измениться, но тут уже речь идет не о прибыли, а о безопасности», — говорит она. Свидетельство тому — премия, которую покупатели готовы платить за монету или слиток по сравнению со спотовой ценой золота. В прошлую пятницу премия, по данным лондонских дилеров, составляла 10%. До того как кризис обострился, она составляла 2—4%. «Монетный двор США удваивает объемы чеканки золотых момент, но спрос такой, что их нужно утраивать», — говорит Джонатан Поттс, управляющий директор FideliTrade.
Уровень недоверия к банкам вырос очень быстро, рассказывает дилер Лоренс Чард из Лондона. Люди, по его словам, снимают деньги со счетов (обычно превышающие ту сумму, что гарантирована государством) и покупают на них золото. Такой лихорадки не наблюдалось как минимум со времен нефтяного кризиса 1979—1980 гг., говорят дилеры и банкиры со стажем.
Спрос на наличность
Банкиры отмечают увеличение спроса на наличное золото и со стороны россиян. «В сентябре физлица купили у нас в шесть раз больше «Победоносцев», чем в июле, — рассказывает начальник управления драгметаллов БПФ Валерий Лебедев, — октябрьский спрос еще выше». По словам директора дирекции валютных операций Банка Москвы Вячеслава Васильева, продажи инвестмонет и слитков золота в сентябре — октябре увеличились в 3,7 раза по сравнению со среднемесячными объемами 2008 г. «У нас спрос на слитки и монеты за этот период удвоился», — говорит замначальника управления драгметаллов Промсвязьбанка Дмитрий Потапков.
Инвестмонеты, пожалуй, наиболее разумный вариант вложений в наличное золото. При их продаже частным лицам не взимается НДС в размере 18% в отличие от слитков. Однако цены продажи и покупки инвестмонет в банках отличаются в среднем на 20—25%. Так что продать монету обратно банку с прибылью можно лишь при очень сильном росте цен на золото. А вот у слитков минусов больше: помимо необходимости заплатить при их покупке НДС у владельца могут возникнуть сложности с продажей слитка банку. Их выкупают единичные банки, а поврежденные экземпляры (с царапинами, вмятинами и проч.) обычно не принимают. Разница цен продажи и покупки слитков также может составлять до 20—25%. Текущие цены продажи изделий из золота в банках обычно на 20—25% выше учетных цен золота ЦБ.
По золотому счету
Более ликвидный, но менее надежный вариант — обезличенные драгметаллы на счетах в банке. Эти счета не попадают под действие системы страхования вкладов. Тем не менее банки отмечают увеличение спроса и на ОМС. Так, в Промсвязьбанке спрос на обезличенные металлы вырос в среднем на 50%, в Номос-банке и Ланта-банке также подтвердили увеличение интереса частных лиц к ОМС. Разница в цене при зачислении металла на счет и снятии со счета составляет всего 3—5%. А от учетных цен ЦБ стоимость зачисления металла на счет отклоняется в среднем на 0,5—2,5%.
Очевидно, что народ реагирует на кризис, уверен Лебедев. По словам Потапкова, инвесторы перекладывают в золото часть средств, выведенных с фондового рынка. Но сейчас не самый удачный момент для золотых инвестиций: цена на металл близка к историческим максимумам, а на мировом рынке она меняется на десятки долларов за 2—3 дня, отмечает Владимир Устименко из Номос-банка. Бегство инвесторов в золото
Михаил ОВЕРЧЕНКО, Юлия АРАКЧЕЕВА