Спасая деньги от кризиса, граждане России пытаются вложить их в то, что, по их мнению, переживет падения любых валют. Недвижимость, счет в Сбербанке и золото — вот способы сохранения личных сбережений, которым больше всего доверяют в нашей стране, по мнению ВЦИОМ. И если покупка недвижимости с инвестиционными целями разумна только в сегменте элитной недвижимости, а значит, доступна наиболее платежеспособной части населения, то покупку ювелирных украшений могут позволить себе более широкие слои населения. В последние два месяца сети ювелирных магазинов отмечают беспрецедентный рост продаж на 40—70%, уверяют в один голос опрошенные РБК daily участники ювелирного рынка.
Почти половина россиян (51%) самым надежным способом хранения денег считают покупку недвижимости, 19% — приобретение золота и драгоценностей, оставшиеся 17% верят, что сохранить деньги можно в Сбербанке, говорится в исследовании ВЦИОМ. Однако рассматривать недвижимость как инструмент сохранения денег могут позволить себе менеджеры высшего звена и владельцы крупных компаний. «Самым оправданным и надежным вложением является готовая элитная недвижимость», — утверждает генеральный директор компании Paul’s Yard Павел Здрадовский. По его подсчетам, цены на дорогие квартиры с отделкой в элитных домах не падают и, скорее всего, не упадут.
Впрочем, рынок недвижимости de luxe ориентирован на наиболее платежеспособную часть населения, остальные же выбирают более доступные способы сохранения сбережений. Так, в последнее время сети ювелирных магазинов отмечают повышенный спрос на свою продукцию. «За последние два месяца рост продаж в магазинах нашей сети по всей стране составил 37—70%», — рассказал РБК daily гендиректор Московского ювелирного завода (МЮЗ) Денис Адамский. Та же ситуация наблюдается и в магазинах «Центр ювелир»: за первую половину октября продажи там выросли на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «При том что мы ожидали осенью рост в 15—20%», — удивляется генеральный директор «Центр ювелира» Оксана Фрунтикова.
Участники рынка говорят об увеличении крупных покупок в октябре, хотя прежде этот месяц не баловал ювелиров значительным ростом продаж. «Количество совершенных покупок в октябре уже увеличилось на 12% по сравнению с сентябрем, — говорит директор по маркетингу сети «Адамас» Павел Сидоренко. — Обычно бывало наоборот: показатели октября всегда хуже первого месяца осени».
В «Адамасе» активность покупателей связывают с опасениями, вызванными кризисом на финансовых рынках. «Работает психологический фактор: люди сегодня спешат купить то, что им хочется, — полагает
Однако, несмотря на радующую глаз динамику осенних продаж, менеджеры ювелирных магазинов очень обеспокоены дальнейшим развитием ситуации. По словам пресс-секретаря Гильдии ювелиров России Владимира Тесленко, многих участников рынка тревожит, что начнут падать продажи подарочного ассортимента. «Пока кризис этого сегмента не коснулся, объем продаж и средний чек остаются стабильными, — рассуждает он. — Но на днях должно состояться заседание Гильдии ювелиров, где планируется обсудить влияние кризиса на рынок».
Маргарита ПАРФЕНЕНКОВА