Власти Екатеринбурга пытаются погасить панику вкладчиков ряда региональных банков. Но, увы, аргументы не действуют. В этом убедился корреспондент «Газеты.Ru».
«Люди, перестаньте забирать деньги из банков! Если сегодня забираете, наказываете сами себя. Ведь если вы досрочно закрываете депозит, то теряете 20% вклада», — с таким призывом обратился к народу свердловский губернатор Эдуард Россель во время обсуждения проекта областного бюджета на 2009 год.
К этому моменту «пожар», который явно угрожает трем свердловским банкам («Северная казна», Свердловский губернский банк и Уральский банк реконструкции и развития) полыхал уже третий день. Охватившая вкладчиков паника «обескровила» городские банкоматы и парализовала работу банковских офисов ряда банков.
Россель сообщил депутатам, что всем, кто оставит свои средства на счетах, после кризиса банки выплатят премию, не уточнив, впрочем, каков источник этой уверенности.
Поддержать призыв губернатора поспешил и министр экономики правительства Свердловской области Михаил Максимов. Он решил самолично успокоить вкладчиков. Первым в «маршрутном листе» чиновника был Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) — самый старый банк, символ финансовой системы Среднего Урала. За последние несколько дней вкладчики изъяли оттуда 2 млрд рублей.
Впрочем, в головном офисе УБРиРа в центре Екатеринбурга ажиотажа… не оказалось вовсе. Министру пришлось вещать лишь перед представителями прессы. Максимов сообщил им, что региональные банки не испытывают трудностей с ликвидностью и спокойно перенесут мировой финансовый кризис, если, конечно, вкладчики не попытаются растащить их по домам. И потом, продолжал министр, «лишь 2% вкладчиков местных банков имеют на своих счетах более 700 тысяч рублей — это VIP-клиенты, и именно эти 2 процента рискуют потерять свои сбережения». В любом случае, обещал министр, Центральный банк всегда поддержит уральские банки и даст денег столько, сколько нужно.
Граждане — а их собралось порядка 15 человек — благожелательно слушали. «Представьте, что в магазин пришли 10 человек и все купили по мешку сахара. Следом пришел одиннадцатый, а ему не досталось. Он идет в соседний, там кричит, что нет сахара, покупает уже два мешка», — привел «сладкий» пример Максимов.
На вопрос о том, почему же некоторые магазины отказались принимать «пластик», министр ответил тем же примером: боятся за свой сахар, за который, может быть, не получат денег
Цель в отдельно взятом офисе была явно достигнута. Но, увы, министр искал разъяренных вкладчиков не там. Буря была в то же время, но в другом месте — в Свердловском губернском банке (СГБ), что на проспекте Ленина, 70.
«За снятие свыше 50 тысяч рублей в течение одного дня у нас вводится комиссия в размере 20%», — сидевшая за стойкой девушка-клерк была предельно корректна. Он отвечала пожилой вкладчице в поношенном пальто. Вкладчица отреагировала мгновенно. Она сложила фигуру из трех пальцев и сунула ее под нос девушке: «Вот вам! Жулики! 20 процентов! За что вам 20 процентов?! Я свои деньги получаю! Я тогда… 50 тысяч и сниму сегодня». Сказав это, женщина отошла от стойки, но долго ругалась в толпе.
Граждане твердили о «вчерашней записи на сегодня» и требовали соблюдения очередности. «Я вчера еще тут выстояла, а сегодня с работы отпросилась. Когда меня еще отпустят! Мое время — полтретьего, ничего не знаю!» — раздавались возгласы.
Очередей оказалось две. В одной граждане делали заявки, в другой — закрывали вклады. «Где эта женщина в белом плаще! У нее список. Пусть вычеркнет ту женщину, она уже ушла», — искали граждане добровольную организаторшу.
Персонал банка выглядел беспомощно. «Что вы, сегодня уже меньше народу. Вчера тут было битком набито — не зайти. Так что сегодня еще терпимо», — рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» сотрудница банка.
На ее столе лежала копия сертификата о включении банка в систему страхования вкладов.
Арсений ВАГАНОВ