То, чего все ждали от квартир, случилось с автомобилями. В прошлую пятницу генеральный дистрибутор Mitsubishi компания «Рольф» объявила о скидках на весь модельный ряд «на период нестабильной экономики». В несвоевременности «Рольф» не упрекнешь. Продажи иномарок по-прежнему растут — но больше по инерции. В начале года рост составлял 50—60%, а в сентябре лишь 22%. Когда несешься на такой скорости, затормозить еще резче невозможно. Тенденция, во всяком случае, налицо: в сентябре продажи упали у половины из десятки марок-лидеров, в августе у четырех, в июле у одной, а еще в июне росли все. Европейский рынок, который и без всякого кризиса плелся черепашьим шагом, развивается параллельно: в январе-апреле рост составлял десятые доли процента, в мае-июле — падение на 7%, в августе — уже на 16%. Российские модели чувствуют себя хуже иномарок. Продажи «Жигулей» падают второй месяц, московские дилеры не знают, что делать с 2,5-месячными запасами машин. ГАЗ
Причины всем понятны и едины для любых товаров: люди опасаются за свои будущие доходы и начинают экономить, а кредиты подорожали. Автомобильные не так, как ипотечные, но все же. То же можно сказать о любых совершаемых гражданами покупках. А дальше начинаются различия. Строители, например, сами страдают без доступа к длинным деньгам и вынуждены замораживать объекты. Доходы покупателей падают — но и предложение уменьшается. Кто угадает, какой фактор пересилит? На FMCG-розницу давят поставщики, она ограничена в кредитах и потому не имеет простого и доступного способа ответить на спад спроса адекватным снижением цен. У автодилеров иначе. Иностранным автоконцернам продавать машины все равно нужно, и они давно демонстрируют, что ради этого готовы на миллиардные траты. В этом июле, например, Nissan на фоне падающего рынка США единственная из «большой шестерки» японских и американских производителей вдруг показала рост. Каким образом? Да очень просто. Японская фирма и по размеру предоставляемых скидок была лидером — в среднем $2330 на машину. Самый шикарный подарок получили покупатели пикапа Nissan Titan — $5000, или 17% от заводской цены.
Российский подарок Mitsubishi скромнее — на дорогущем Pajero ценой под $50 000 «Рольф» предлагает сэкономить 120 000 руб. И все же это уже не «комплект зимней резины в подарок», которым до сих пор пытались соблазнить российских покупателей. Другие бренды пока никак не ответили, а в Mazda, например, даже считают, что предоставление скидки — это смерть любой марки. Но трудно представить, что почин Mitsubishi никто не подхватит.
Плюс автоторговли, который поможет ей не снижать предложение в кризис, состоит еще и в меньшей завязанности на кредитах. Многие российские автопродавцы уже ушли от получения автомобилей по предоплате и возвращают производителю деньги после продажи машины. И чем дальше, тем шире будет это использоваться: никакой производитель не захочет, чтобы его крупнейшие дилеры разорились
Вот только кто же защитит от спада продаж «Жигули»? АвтоВАЗ с начала года трижды повышал цены, и все равно, по прогнозу «КИТ Финанса», его норма чистой прибыли в этом году составит меньше 1%. Разве что западный акционер поддержит — но бескорыстная помощь в договоре с Renault, кажется, не предусматривается. Даже новыми технологиями и платформами французы делятся с тольяттинцами за отдельные деньги.