Обед. Заходим в «Пятерочку» — купить чего-нибудь поесть. Обычно в это время магазин полупустой. А тут оживление, пенсионеры с тележками разгуливают. Заглядываем в корзинки: соль, мука, гречка, манка. И все — по три-четыре пачки. Запасаются?
— Сын боится, что его сократят на работе, — рассказывает пенсионерка Валентина Митрошева. — Он работает в крупной строительной компании менеджером. Неделю назад им объявили, что штат уменьшат. А тем, кто останется, срежут 20 процентов зарплаты. А он у нас главный кормилец в семье.
— Люди действительно потихоньку затариваются продуктами, — объясняет товаровед супермаркета Наталья Шишкина. — Берут в основном рыбные консервы, крупы, муку, подсолнечное масло. Сильного ажиотажа нет, но спрос на эти товары примерно с прошлой недели стал расти.
В крупных супермаркетах, таких, как «Рамстор», «Седьмой континент» и Spar, никакого ажиотажа.
— А что за кризис-то? — то ли по наивности, то ли в шутку интересуется продавщица «Седьмого континента» на Братиславской. — Серьезный?
Покупателей мало — человека четыре на весь зал. Прилавки ломятся от продуктов. Хотя… Замечаем, что полка с подсолнечным маслом на четверть пуста. С мукой тоже. Все-таки разбирают?
— Да, масло и муку в последнее время стали брать чуть больше, — говорит товаровед.
Обходим еще четыре супермаркета. Серьезных очередей с тележками, загруженными консервами, нет. А вот на полках с подсолнечным маслом, сахаром и крупой — «прорехи». Привычка…
— Запасаться солью, спичками и крупой не нужно, — считает Дмитрий ШУСТЕРНЯК, гендиректор компании «Финэкспертиза Консалтинг». — И хотя ассортимент в магазинах наверняка сократится, все жизненно необходимые товары никуда не денутся. И не только. Думаю, даже лобстеры останутся. Правда, одного сорта.
— А цены на продукты поднимутся?
— Сейчас не лучшее время для роста цен. Супермаркетам надо побыстрее продать товар. Ведь некоторые наши торговые сети набрали долгов в 5—10 раз больше оборота. Открывая все новые и новые магазины, они хотели поднять валовую выручку. Это повышало их биржевую стоимость, позволяя получать все новые кредиты и спекулировать акциями. Раньше владельцы торговых сетей спокойно выдерживали кредитную нагрузку. Но сейчас-то другая ситуация. Банки дают в долг не так охотно. А сетевым магазинам срочно нужны деньги, чтобы расплатиться. Поэтому едва ли они станут задирать цены. Конечно, кое-какие магазины не выживут. Более мощные сети найдут выход. Например, введут скидки, чтобы увеличить оборот и продать те товары, которые долго лежат на полках. Это товары класса люкс, товары не первой необходимости, то, что называется избыточным ассортиментом с длительным сроком хранения. А что касается тех магазинов, которые закроются… Поверьте, свято место пусто не бывает, и вместо них появятся новые. Так что не вижу причин переживать.
Андрей ЛАВРОВ, Элина КАЧКАЕВА