Прошедшая неделя была богата на активность предпринимательских сообществ. Надвинувшийся на Россию кризис обещает быть не только финансовым. Крупные корпорации уже заявили об уменьшении зарплат и сокращении штатов. Банки ужесточили условия кредитования вплоть до свертывания ипотечных линий. Некоторые уже заморозили депозиты юридических и физических лиц, начиная процедуру банкротства.
Президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков считает, что следует исходить из двух принципиальных моментов. Во-первых, ни внешние рынки, ни приток иностранного капитала больше не могут быть главным источником финансирования российской экономики. В новых условиях особое значение приобретают внутренние источники — долгосрочные депозиты юридических и физических лиц, свободные средства Пенсионного фонда, часть средств фонда благосостояния и профицита бюджета. Во-вторых, антикризисные меры не должны вступать в противоречие с курсом на экономическое развитие России и рост благосостояния ее населения.
ТПП, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА», другие предпринимательские объединения с весны били в набат: осень не предвещает ничего хорошего. В экстренном порядке финансовые инъекции пошли в экономику, ее банковско-кредитный сектор лишь в октябре.
По заявлению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, только на этой неделе деньги дойдут до адресатов.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян убежден, что даже банки с избыточной ликвидностью до последнего времени замерли в ожидании: что будет завтра? Теперь Центробанк отдаст деньги без залога под 8,5 процента, минфин — под 8—8,25. К потребителю, в реальный сектор экономики эти средства попадут в лучшем случае под 18—24 процента годовых. Директор одного из крупнейших машиностроительных предприятий сообщил, что ему предложили перекредитование под 34 процента.
Гарегин Тосунян полагает, что «ипотечный кризис» нам не грозит. Таких кредитов у нас всего по 134 евро на душу. 2 процента от ВВП. В Европе многократно больше. В перегретых США счет идет на десятки тысяч.
Больше всего кризис бьет по обрабатывающей промышленности, агросектору, стало быть, по населению. Какими будут цены в будущем году? Судя по тому, что депутаты Мосгордумы увеличивают свои оклады на 20 процентов, инфляция будет немногим ниже.
Лидер «Деловой России» Борис Титов, депутат Госдумы Оксана Дмитриева, академик РАН Сергей Глазьев считают, что коль скоро система не заполняется сверху, ее можно подпитать снизу. Налоговые послабления могут оживить реальный сектор и в первую очередь малый и средний бизнес. Звучат предложения об отмене НДС задним числом, с третьего квартала 2008 года. Налоговая нагрузка на бизнес возросла, заявляет Борис Титов, несмотря на понижение ставок. Власть спровоцировала «бесконвертную» зарплату, вот и налоги подросли.
По мнению Евгения Примакова: «Что касается мер, стимулирующих бизнес, то не последнее место занимают налоги. Думаю, что не следует опасаться быть неправильно понятыми, если изменяем те решения, которые принимались раньше, до того, когда дыхание финансового кризиса дошло до России. Я имею в виду решение об откладывании на будущее сокращение НДС. Речь идет и о пересмотре отношения к другим налогам, чтобы создать лучшие условия для роста производства.
В настоящее время звучат призывы к населению не выбирать свои сбережения из банков, не поддаваться панике. Представляется, что значительно большую и реальную опасность таит в себе появление «замкнутого круга»: предприятия — речь идет не об обанкротившихся, а о ныне успешно действующих — резко сокращают выпуск продукции, наступает период снижения заработной платы, главным образом за счет сокращения премиальных, или даже задолженность по заработной плате, работники вынуждены выбирать свои сбережения из банков, банки ужесточают работу с клиентами, ухудшается социально-политическая обстановка в стране».
Михаил МАХЛИН