Мировые лидеры сумели согласовать дату и формат чрезвычайной встречи на высшем уровне, посвященной глобальному финансовому кризису. Как объявил вчера американский Белый Дом, саммит состоится в Вашингтоне 15 ноября с участием глав государств «большой двадцатки». Этот неформальный экономический клуб (до сих пор он действовал на уровне министров финансов и глав центробанков) объединяет Европейский союз и 19 ведущих развитых и развивающихся стран из всех регионов мира — Аргентину, Австралию, Бразилию, Канаду, Китай, Францию, Германию, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Южную Корею, Мексику, Россию, Саудовскую Аравию, ЮАР, Турцию, Великобританию и США.
«Лидеры рассмотрят результаты предпринимаемых усилий по преодолению текущего финансового кризиса, выработают общее понимание его причин и с целью предотвратить его повторение согласуют общие правила реформирования нормативной и институциональной базы мирового финансового рынка», — заявила вчера пресс-секретарь Белого Дома Дана Перино.
Саммит на высшем уровне, посвященный финансовому кризису, — идея, которую настойчиво пробивал президент Франции Николя Саркози. Он, как известно, неустанно выступает с заявлениями о необходимости построения новой финансовой архитектуры и видит свою страну во главе этого процесса. Однако очевидно, что организация такой встречи была делом непростым в условиях, когда
Пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова вчера подтвердила информагентствам, что Дмитрий Медведев примет участие в саммите. Она не преминула подчеркнуть смысл организации встречи именно в Соединенных Штатах: «По нашему мнению, очень важно, что эта встреча пройдет в США, так как истоки финансового кризиса лежат именно в финансовой системе Америки».
Встреча в Вашингтоне будет интересна еще и тем, что в ней примет участие будущий президент США — тот, кому придется решать накопившиеся (а во многом и созданные) за время правления Джорджа Буша проблемы в американской экономике. Как известно, выборы президента состоятся 4 ноября, и информированный источник «Времени новостей» подтвердил, что избранный президент будет приглашен на саммит (если, видимо, не повторится история с длительным пересчетом голосов, что маловероятно).
Не исключено, что «презентация» нового американского лидера на экономическом форуме и станет его главным итогом. Во всяком случае, лидерам «двадцатки» придется сильно постараться, чтобы вдохнуть в рынки оптимизм.
Чрезвычайный саммит такого уровня заведомо создает высокие ожидания. Если инвесторы увидят, что дискуссия оказалась непродуктивной, что политические лидеры смогли лишь в очередной раз зафиксировать лозунги о необходимости тесной координации и принятии уже известных мер по стабилизации финансового сектора, непосредственное влияние встречи на рынки может оказаться весьма негативным.
Финансисты «двадцатки» уже недавно собирались в Вашингтоне, во время проходившего в середине октября годового собрания советов управляющих МВФ и Всемирного банка. Тогда на эту встречу неожиданно пришел Джордж Буш, выслушал несколько выступлений и выступил сам. Правда, по итогам той встречи было выпущено довольно беззубое совместное заявление.
У предстоящего саммита есть «врожденная» проблема, которая состоит в том, что его участники слишком по-разному видят дальнейшее развитие мировых финансов. Разница проходит по линии, должно ли в посткризисной экономике быть «больше капитализма» или «меньше капитализма». Некоторые европейские страны, например, считают возможным говорить о «запрете» хедж-фондов и даже международных офшоров — такие разговоры шли в кулуарах сессии МВФ и ВБ. Другие, видя, что кризис коснулся их благодаря глобализации, видят выход в меньшей открытости своих экономик. Дана Перино вчера разъяснила «генеральную линию», какой ее видят в Вашингтоне: «Саммит представляет собой важную возможность для лидеров укрепить основы капитализма путем обсуждения того, каким образом они могут следовать своим обязательствам относительно открытой рыночной экономики, а также либерализации торговли и инвестиций». И эта линия, можно не сомневаться, сохранится при любом хозяине Белого Дома.
Андрей ДЕНИСОВ