Финансовый кризис может заставить столичных законодателей сократить расходы городского бюджета на 2009 год на 150—200 млрд руб. Москва, планировавшая финансировать дефицит бюджета в 133,5 млрд руб. внешними займами, не может рассчитывать на облигационные займы по крайней мере в начале года. По мнению депутатов Мосгордумы, столице прежде всего придется отказаться от инвестпроектов за ее пределами.
На прошлой неделе глава бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов заявил, что
Проект бюджета Москвы на 2009 год предполагает доходы в сумме 1,53 трлн руб., расходы в сумме 1,66 трлн руб. и дефицит в объеме 133,5 млрд руб. (В бюджете 2008 года доходы планировались на уровне 1,2 трлн руб., расходы — 1,4 трлн руб., дефицит — 204 млрд руб.). Если бюджет 2009 года будет сокращен на 200 млрд руб., то рост бюджетных расходов в 2009 году в номинальном выражении составит всего около 5%, то есть в реальном выражении с учетом инфляции расходы городского бюджета снизятся почти на 10%. Господин Антонов заверил, что о снижении социальных расходов бюджета речь не идет. «В основном это коснется инвестиционных, капитальных вложений. Мы не будем сокращать расходы социального сектора, которые касаются доплат к пенсиям, выплатам на детские пособия, и прочие социальные расходы»,— заявил депутат.
Как пояснил «Ъ» член бюджетно-финансовой комиссии Александр Крутов, проблема прежде всего может возникнуть с покрытием дефицита бюджета в размере 133,5 млрд руб., которые предполагалось направить на городскую инвестиционную программу. Получить эти средства планировалось путем размещения облигационного займа, но с учетом ситуации на финансовых рынках с привлечением средств очевидны проблемы. Кроме того, около 10% всех налоговых поступлений в городской бюджет приходится на долю нефтяных компаний. Если цены на нефть продолжат снижение, это приведет к падению доходов нефтяных компаний и снижению поступлений в городской бюджет. Правда, отчасти это компенсируется ожидаемым ростом цен на газ «Газпрома», чьи платежи являются важнейшей составляющей бюджета города.
Больше всего господин Крутов опасается не проблем налогоплательщиков, а ситуации, когда банковская система начинает придерживать налоговые платежи. «Тогда мы бы испытали ситуацию, похожую на 1998 год, когда налогоплательщик налоги заплатил, а мы их не получили»,— пояснил депутат, отметив, что в целом ситуация в Москве достаточно позитивна. Около 60% налоговых поступлений в бюджет приходится на малый бизнес — в Москве он представлен в основном ритейлом. «Бывает, порок оборачивается достоинством. Мы много говорили о трудностях кредитования малого бизнеса. Теперь трудности кредитования на нем не отразились, так как мелкие предприниматели на него не особо и рассчитывали»,— отметил собеседник «Ъ». Серьезные проблемы в Москве сегодня испытывает лишь стройкомплекс, но снижение цен на жилье может сыграть на руку москвичам, а также позволить городу купить жилье для социальных программ по более низким ценам. Ожидаемое сокращение рабочих мест в строительстве на жителях Москвы также не отразится — предполагается, что оно затронет в основном трудовых мигрантов.
По словам господина Крутова, если бюджетные расходы все же придется сокращать, то под нож в первую очередь будут пущены инвестпроекты за пределами Москвы. Город участвует в многочисленных программах развития, инвестирует в реконструкцию аэропортов в городах Центрального федерального округа, стройиндустрию и т. д. «Говорить о том, что все эти события, затрагивающие в первую очередь банковский сектор, нас не коснутся, наверное, неправильно. Но пока картина достаточно хороша»,— полагает господин Крутов.
Предполагается, что сумма сокращения городского бюджета будет названа на следующем заседании Мосгордумы — в среду. «Ъ» будет следить за развитием событий.
Александр ГУДКОВ