Кризис добрался до прилавков: теперь главное — не допустить пустых полок и дефицита продуктов. По прогнозам, доля дорогой продукции в магазинах в ближайшее время сократится с 30 до 15%, а среднеценовой — возрастет с сегодняшних 45 до 50—55%. Все, что останется, возьмут на себя самые дешевые продукты — покупатели уже сейчас начали экономить. Что натворил кризис на прилавках и чего ждать в дальнейшем, «МК» узнал у торговцев и чиновников, которые в конце прошлой недели собрались в столице обсудить, как жить дальше.
Федеральная торгово-закупочная система «Т Три С«
— Поставщики товара в магазины существенно увеличили цены. В частности, это коснулось рыбных товаров, мясных консервов, колбасных изделий. По этим категориям цены росли на 20—30% только за сентябрь — начало октября. В августе примерно так же дорожали икра, мед. Самый впечатляющий рост цен идет на овощи-фрукты — до 60%. Причиной тому целая совокупность факторов: это и удорожание кредитов, затем доставки, колебания доллара, а также тот факт, что предприятия сокращают производство
Российская сеть универсамов «АБK»
— Банки подняли кредитные ставки — кто до 19%, кто даже до 30%. Взвинтили цены и поставщики — на 20—60%. Естественно, возросшие расходы пришлось переложить на покупателей. Причем цены растут на все категории товаров более или менее равномерно. Социально значимые товары, впрочем, не будем трогать, здесь ждем помощи от государства. Чтобы
Еще одно последствие: будет существенно сокращаться ассортимент импортных товаров, особенно в элитном секторе. Что касается продуктов, то это больше всего затронет алкогольные напитки, кондитерские изделия.
Государство, конечно, должно вмешаться. Регулировать не только «вход» средств в банки, но и «выход» из них. А то получается, что, например некоторые кредитуется под 11%, а мы — под 19%.
Томская торговая сеть
— Крупные производства сокращаются на 30—40%. Это вскоре дойдет до ритейла. Если правительство не предпримет радикальных мер, начнутся массовые невозвраты кредитов в банки. Наши экономисты уже просчитали падение товарооборота на 30%. Январь и февраль станут самыми трудными месяцами для торговли.
Костромская торговая сеть
— Предположим, деньги у банков с подачи государства появятся. Но правила игры-то поменялись! Банки требуют дополнительный залог. То есть говорят: «О’кей, денег дадим, только и вы дайте еще». А если «еще» больше уже нет? Может произойти эффект карточного домика.
Роман Красноруженко, замдиректора Союза независимых сетей:
— Мы ожидаем передел рынка — причем пострадать могут как мелкие, так и крупные сети. Устойчивость сохранят те, кто не закредитовался. Ощутят ли это покупатели? В регионах, где сетей мало, — да. Но в любом случае без продуктов никто не останется: люди пойдут в другие магазины, на рынки (они более устойчивы в условиях кризиса, рыночному торговцу гораздо сложнее получить кредит). Чтобы устоять, сети будут объединяться, укрупняться. Если
Станислав Воскресенский, замминистра экономического развития РФ:
— В торговую сферу мы впрыснем ликвидность, которая потом пойдет по цепочке (например, от состояния торговли зависит и ситуация в сельском хозяйстве). В ноябре-декабре в Госдуму будет внесен законопроект, в котором мы постараемся удовлетворить просьбы предпринимателей по поводу налогообложения торговли, отнесения к себестоимости и т. п. (На встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым представители сетей попросили, чтобы государство быстрее возвращало НДС, ввело мораторий на налоговые проверки и разрешило относить на себестоимость кражи в магазинах. — «МК».)
Хочу заметить, что банки, которые задирают ставки или не дают торговле деньги, не виноваты. Просто средства от государства (почти триллион рублей) до них еще не дошли. Хоть мы и быстрее озвучили поддержку, чем те же американцы. Торговым сетям советуем на следующей неделе еще раз обратиться в банки по поводу кредитов. Если откажут — пусть информируют нас. Ситуацию обещаем мониторить. О злоупотреблениях знаем: