В пятницу Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) завершил производство по длившемуся почти два года разбирательству о содействии российского представительства PricewaterhouseCoopers (PwC) компании ЮКОС в уклонении от уплаты налогов.
Федеральная налоговая служба, которая в конце 2006 года подала на PwC в суд, обвиняла компанию в недостоверном аудиторском заключении для компании ЮКОС за 2002—2004 годы, в результате чего PwC стала «участником схемы уклонения ОАО НК ЮКОС от налогообложения». Налоговики требовали признать сделку об аудите недействительной, противоречащей основам правопорядка и нравственности (статья 169 Гражданского кодекса). По этой статье все суммы, полученные по таким сделкам, должны быть возвращены в бюджет. За аудит ЮКОСа компания получила $480 тысяч.
Суд первой инстанции присудил выплатить эти деньги в бюджет. Компания дважды обжаловала это решение, однако оба раза неудачно. После чего PwC подала жалобу в ФАС МО. В пятницу суд вынес неожиданное решение — производство по делу прекратить, решения первой инстанции и апелляции отменить. «Это единственно законное решение, которое могло быть принято судом в данном деле, в частности, в ситуации, когда один из ответчиков (НК ЮКОС) ликвидирован. Это хорошая новость не только для нас, но и для российского и международного бизнес-сообщества», — прокомментировали решение ФАС МО в PwC. Адвокат компании Алексей Мельников считает, что в условиях финансового кризиса принятое решение может расцениваться как сигнал рынку о том, что российская судебная система не пропускает абсурдных решений, не основанных на серьезных доказательствах. «В суде налоговики так и не смогли внятно объяснить, зачем PwC потребовалось давать недостоверное заключение. У PwC не было никакой заинтересованности в ложном заключении. Фиксированный гонорар компания получала в любом случае, вне зависимости от результата аудита», — отмечает Мельников.
Если это сигнал рынку, то он не первый, который подает российское правосудие. 21 октября неожиданно был освобожден
Однако решение ФАС МО имеет и более осязаемую ценность. Оно может стать прецедентом для судебной практики по применению 169-й статьи ГК. Использование этой статьи при разбирательствах по налоговым правонарушениям чревато тем, что компании могут лишиться не только средств, ранее не уплаченных в качестве налогов, но и всех денег, полученных по «противным» сделкам. Таких дел теперь должно стать меньше. Против налоговиков сыграла длительность рассмотрения дела.
«Мы постоянно оспаривали вынесенные решения. Последнее решение апелляции не в нашу пользу было принято 19 августа этого года. Налоговики не успели прислать нам исполнительный лист, поэтому мы не перечисляли в бюджет никакие суммы», — говорит представитель PwC Екатерина Шапочка. Главное, что весной 2008 года Высший арбитражный суд (ВАС) успел принять постановление, которое ограничивает права налоговиков по применению статьи 169 ГК.
Так что надежды налоговиков на успешную апелляцию, для чего им нужно направить жалобу на решение ФАС МО в порядке надзора в ВАС, призрачны.
Ксения БАТАНОВА