Кризис вышел за рамки финансовой системы и дошел до бизнесменов, выяснили исследователи «Деловой России», опросив 6—14 октября (167 анкет) и 17—22 октября (151 анкета) своих членов.
Из-за кризиса в последнем квартале года большинство респондентов (39%) ожидают снижения объема продаж. В следующем году ситуация будет лучше, уверены бизнесмены: 48% ожидают рост объема продаж и только 35% — снижения.
Объем полученных кредитных средств снизился из-за невозможности перекредитоваться (64%) и высоких ставок по кредитам (45%). Средняя ставка по рублевым кредитам выросла: респондентов, получивших кредит до сентября под 12,1—15%, было 45%, в октябре таких уже 15%. Зато тех, кто получил кредит до начала сентября под 15—20%, было 17%, а сейчас — 40%. Мы брали кредит в прошлом году в Сбербанке под 11%, жалуется один из бизнесменов алкогольной промышленности. Кризис ликвидности налицо, добавляет другой, — это ведет к неплатежам и остановке производства. В последнем квартале года для улучшения ситуации бизнесмены планируют избавиться от непрофильных активов (35%), снизить издержки, вводя новые технологии (25%), расширять производство или инвестировать в его расширение (18% и 24% соответственно), а также снизить зарплату или повысить цены на продукцию (по 19%). На следующий год планы менее радикальные: инвестировать в расширение производства и снижать издержки, вводя новые технологии.
Средства у компаний должны появиться, если деньги, выделяемые Минфином и Центробанком, дойдут до реального сектора, а не осядут в банках, уверен первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза. Еще нужно ввести налоговые каникулы для компаний, предлагает он меру, оставляющую компаниям ликвидность: нужно позволить компаниям выплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль за два последних квартала в течение следующих двух лет под ставку рефинансирования.
Мария ШПИГЕЛЬ