Правительство не допустит использования ликвидности, предоставленной банкам, для извлечения сверхприбылей. Об этом вчера заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам в Ново-Огареве. По его словам, соответствующие поручения уже даны Минфину и ЦБ. Правда, каким путем они будут контролировать транши сотен банков, пока неясно.
Вчера Владимир Путин озвучил очередные антикризисные тезисы. Премьер подтвердил обещание первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что консолидация активов в руках государства — мера временная и что оно не хочет национализировать спасаемые банки и компании. Подразумевается, что это успокоит иностранных инвесторов.
Резидентам был адресован другой сигнал. Реальный сектор жалуется, что банки получают от государства деньги на его поддержку менее чем под 10% годовых, а кредитуют под 20% и более. При этом часть денег банки тратят на покупку и вывоз долларов, девальвируя рубль и вынуждая тот же ЦБ тратить миллиарды долларов на удержание курса. «Банки должны направить эти (государственные. — РБК daily) средства для кредитования экономики по нормальным, рыночным ставкам», — сказал вчера премьер Путин. «Рыночные, — уточнил премьер, — не значит спекулятивные, и не значит ставки для извлечения сверхприбыли». По его словам, Минфин и ЦБ должны жестко контролировать выполнение этого условия и не забывать об ограниченности бюджетных ресурсов.
По мнению главы департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, проблема вовсе не в нехватке средств, а в непроходимости финансовой системы: ликвидность уменьшилась как раз в тот момент, когда средства начали поступать в банки. «Деньги уходят на валютный рынок, вывозятся из страны», — напоминает он.
У государства есть инструменты для контроля над банками, говорят эксперты. «Центробанк в курсе большинства процессов, происходящих в банковской системе», — уверен экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. По его словам, значительная часть статистики из банков собирается оперативно, практически все они зависят от рефинансирования ЦБ, и за любое нарушение по платежам Центробанк может отрезать от рефинансирования. Почему он не пользуется часто этим правом, неизвестно.
Игорь Николаев считает, что проконтролировать, как работает система кредитования сотен банков, Центробанк вряд ли сможет. Он предлагает вбрасывать госсредства в экономику не напрямую, а создавать институт гарантий, поскольку нынешний кризис — это во многом кризис доверия.
Марина СЕЛИНА