«В России кризиса нет!» — невзирая на начавшееся сокращение штатов, снижение зарплат и другие настораживающие явления, эти слова как мантру вот уже недели три не устают повторять практически все более-менее публичные люди — от высокопоставленных чиновников до представителей крупного (и не очень) бизнеса. Вот и в минувший четверг они рефреном звучали на круглом столе на тему «Цены, продукты, ритейл — проблемы и прогнозы» применительно к обсуждаемой отрасли.
«Ощущение кризиса у нас значительно гипертрофировано информационным накалом, то есть он не столько ощущается, сколько мы о нем говорим, — посетовала директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. — Эти разговоры создают нервозное напряжение в бизнес-кругах и просто у населения. А экономика — очень чувствительный инструмент, и если возникают тревожные слухи, то, даже если они неоправданны, они, в конце концов, начинают находить подтверждение». Как отмечает эксперт, покупательная способность населения в некоторых регионах страны, например в Калининграде, действительно сокращается, и это отражается на среднем чеке в магазинах. Но в то же время есть регионы, где покупательная способность, наоборот, сохраняет растущую динамику. В частности, подобным благополучием могут похвастаться Урал и Сибирь.
По словам Канунниковой, под ударом оказались крупные сети, которые почувствовали себя уверенно в условиях растущего рынка и амбициозно замахнулись на федеральные масштабы, на межрегиональное развитие, взяли под эти цели кредиты и включились в новые финансовые инструменты. Их рискованные бизнес-решения в нынешней ситуации могут стать губительными. «Ритейлу, у которого большие долги, придется либо расстаться с собственностью, которой эти компании владеют, либо эти компании просто перейдут в другие руки», — прогнозирует руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина.
Впрочем, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Тимофей Нижегородцев представителей крупного ритейла успокоил. Он напомнил, что в условиях кризиса государство посчитало правильным сохранить ряд системообразующих компаний, а такие организации есть в любом секторе экономики, в том числе и в розничной торговле. По словам чиновника, именно стремление поддержать системообразующую компанию стало причиной того, что ФАС недавно в рекордные сроки согласовало сделку по приобретению «Евросети» «ВымпелКомом».
Нижегородцев полагает, что кризис очистит рынок от неумелых бизнесменов, перераспределив их активы в пользу более успешных компаний. Вкупе с государственной помощью это позволит в целом сохранить инфрастурктуру рынка, поставить во главе компаний новый менеджмент, снизить риски и хеджировать все возможные последствия. Однако есть и серьезный риск. «Понятно, что, в результате подобных мер эти компании усилятся и получат дополнительные возможности для давления на рынке, после того как дым рассеется, — поясняет представитель ФАС. — Поэтому государству очень важно создавать систему охранительных мер, которая бы защищала от этого давления малые и средние сети и поставщиков».
К слову, о поставщиках. Директор департамента по связям с общественностью торговой сети «Мосмарт» Евгений Сухарников заметил, что неправильно валить на сетевую розничную торговлю всю вину за повышение цен: «Не только сети кредитовались, кредитовались и поставщики, и дистрибьюторы. И сети не имеют рычагов воздействия на производителей для того, чтобы те не повышали цены. Поставщики закладывают свои риски в реальную цену товаров». В качестве примера он привел рекордный урожай зерновых в этом году. В Европе, по словам эксперта, цены на зерновые продукты (хлеб, мука и т. д.) упали в три раза. А в России, где урожай оказался в пять раз выше, держатся на прежнем уровне.
Правда, по мнению других участников встречи, представитель сетевой торговли лукавит. «Это проблема взаимодействия крупных сетей с крупными поставщиками, а малые производители лишены возможности повышать цены», — уверяет вице-президент «ОПОРы России» Владислав Корочкин. Он поясняет, что препятствием для повышения цен являются договоры с сетями, в которых прописаны подобные ограничения. «При этом давление на них ощущается достаточно сильное с точки зрения отсрочки платежей и т. д.», — добавляет эксперт.
Поддерживает его и представитель ФАС. По словам Нижегородцева, рычаги воздействия на поставщиков у сетей имеются, да еще какие. Это и так называемая «плата за вход» (возможность разместить свой товар на торговой полке), и всевозможные штрафы, услуги и иные доплаты, которые взимаются якобы для покрытия операционных издержек. А поставщики, в свою очередь, вынуждены включать эти поборы в стоимость товаров. По словам чиновника, поставщики, опрошенные ФАС, привели пример одной сети, у которой в 2005 г. общая наценка составляла 12% — 15%, а в 2008 г. — 40%. При этом доля поставщика не изменилась — 7%. Сейчас антимонопольное ведомство ведет проверку подобных фактов.
В любом случае, зарабатывать ритейлерам теперь станет тяжелее. «Ренессанс Капитал» прогнозирует рост рублевых доходов населения в следующем году на уровне 16% в номинальном выражении (около 4% реального роста), тогда как ранее они росли примерно на 30% в год. Экономика, предположительно, будет расти примерно на 5% — 7% в год, а инфляция составит порядка 10%.
При этом у населения не будет доступа к потребительскому кредитованию. Банки будут кредитовать либо под очень высокие проценты, либо не будут кредитовать вообще; население, в свою очередь, отложит на неопределенный срок приобретение не самых необходимых товаров.
По мнению некоторых участников круглого стола, это вызовет снижение цен на подобные вещи. Однако Наталья Загвоздина с ними не согласна. «Может быть, цены прекратят расти теми бешеными темпами, которыми росли, но их снижения мы не ожидаем, — сказала она корреспонденту «Yтра». — Да, у кого-то доходы не будут расти и даже, может, понизятся. Но это не коснется всех групп населения. У кого-то все равно доходы вырастут. Структура потребления изменится, она перераспределится в пользу товаров повседневного спроса, которые необходимы. Какие-то покупки будут отложены, в том числе потому, что потребительское кредитование станет недоступно. И продажи товаров, которые традиционно покупались в кредит, упадут. Но я не думаю, что их производители начнут снижать цены. В ноль они работать не станут. Просто будут увольнять персонал, сокращать производство. Производители, скорее, закроют производство и перестанут производить свой товар, пока не возникнет спрос».
Что же касается недавнего скачка цен на продовольственные товары, по мнению аналитика, он вызван ростом доллара по отношению к рублю и евро. «Все, что теперь ввозится в Россию, стоит дороже. Так, относительно импорта и местные игроки цены радостно поднимают, — поясняет Наталья Загвоздина. — И это только будет усугубляться, к сожалению. Доллар будет расти. Это не связано с положением американской экономики. В России есть спрос на доллары просто потому, что население не знает, где и в чем держать деньги, да, собственно, и банки тоже».
Екатерина ТРОФИМОВА