На фоне санкций ЦБ задумался об альтернативе международной системе межбанковских сообщений SWIFT, которая сейчас является основным операционным каналом для российского финансового рынка. Сейчас практически все валютные межбанковские расчеты, использующие SWIFT, позволяют иностранным банкам запрашивать информацию о клиентах российских банков и, если полученные сведения их не удовлетворят, блокировать операции. По оценкам экспертов, переход на канал коммуникации, недоступный для западного контроля, займет минимум год.
В распоряжении «Ъ» оказалось письмо ЦБ, в котором он предложил банковскому сообществу подумать над тем, как организовать альтернативные каналы взаимодействия при обмене межбанковскими сообщениями. Оно направлено участникам рынка в начале августа, через несколько дней после введения санкций США и ЕС в отношении российских госбанков. В документе ЦБ ссылается на то, что в современных условиях создание единой национальной инфраструктуры обмена финансовыми сообщениями увязывается с вопросами обеспечения национальной экономической безопасности. Большинство опрошенных собеседников «Ъ» сходятся во мнении, что речь идет о создании альтернативы глобальной системе обмена межбанковскими финансовыми сообщениями SWIFT — на случай отключения российских банков от нее. В ЦБ отказались от комментариев.
SWIFT — сообщество всемирных межбанковских телекоммуникаций. За день через сеть SWIFT проходят платежные поручения более чем на $6 трлн, в ней участвуют более 10 тыс. финансовых организаций в 210 странах. По уставу SWIFT в каждой стране сообщества создаются группа членов и группа пользователей. В РФ их объединяет ассоциация «РосСВИФТ».
Способы снизить зависимость российского финансового рынка от SWIFT — по аналогии со снижением зависимости от Visa и MasterCard — российские власти начали искать еще с весны, когда ряд банков попали под американские санкции. Как и в случае с международными платежными системами, проблему начали решать параллельно двумя путями: пытаясь склонить международных игроков к локализации и найти им местную замену. О необходимости заставить SWIFT обеспечить бесперебойность передачи информации и ввести финансовую ответственность за отключение в одностороннем порядке участников SWIFT задумались в Минфине (см. «Ъ» от 28 апреля). Тогда же начались переговоры между ЦБ, SWIFT и ассоциацией «РосСВИФТ» о локализации системы в России. «Переговоры о локализации SWIFT в России по-прежнему ведутся»,— заверил исполнительный директор «РосСВИФТ» Роман Чернов. Однако, как следует из письма ЦБ, и от идеи создать российскую альтернативу SWIFT регулятор не отказался.
По словам банкиров, причина того, что ЦБ именно сейчас озаботился созданием альтернативных каналов,— риски санкций. «Это попытка повысить конфиденциальность межбанковских и клиентских операций»,— говорит собеседник «Ъ» в банке из топ-20. Дело в том, что некоторая информация, которой обмениваются российские банки посредством SWIFT, будучи доступной иностранным контрагентам, может вынудить их отказаться от работы с этими российскими игроками, говорит собеседник «Ъ» в банке из топ-10. О том, какие именно операции могли бы заставить иностранные банки, например, закрывать российским валютные корсчета, банкиры рассказывают неохотно. Речь идет об обслуживании банков и компаний, попавших под санкции первого пакета, полностью запретившие включенным в перечень лицам взаимодействовать с американскими резидентами, считают собеседники «Ъ». «В стандартной валютной операции, которая совершается даже между двумя российскими контрагентами, традиционно задействован корсчет в иностранном банке»,— поясняет один из собеседников «Ъ». «Это наиболее удобный и быстрый способ — рассчитываться через банки в стране, эмитирующей валюту»,— подтверждает собеседник «Ъ» в банке из топ-10. Российский банк, у которого открыт корсчет в иностранном, может и не входить в санкционный список. Однако иностранный банк, опасаясь штрафов за недостаточную бдительность в схемах обхода санкций, имеет право запросить российский банк о том, в чью пользу проводится операция. «В отсутствие ответа он может заблокировать сначала саму операцию, а потом и корсчет»,— поясняет собеседник «Ъ».
Избежать участия иностранных банков в цепочке валютных операций и таким образом спрятать своих клиентов от западного контроля сложно. Один способ — открытие прямых валютных корсчетов и расчеты через них. Еще можно провести такую операцию, когда оба счета — получателя и отправителя — открыты в одном и том же банке, добавляет один из источников «Ъ». До недавнего времени случаи открытия прямых корсчетов крупнейшими российскими банками друг у друга были нечастыми. По информации «Ъ», в третьем квартале госбанки открыли друг у друга прямые валютные корсчета.
Как именно может быть реализован механизм локализации валютных расчетов и обмена информацией о них в России, банкиры пока не могут сказать однозначно. «Это будет непросто: через внутренние счета сейчас проходит лишь 5-10% расчетов»,— говорит предправления банка «Российский капитал» Дмитрий Еропкин. «Создать единый механизм можно было бы на базе уже существующей платежной системы Банка России, в которой есть транспортный канал для обмена сообщениями, но он потребует серьезной доработки, так как пока через него возможна передача сообщений лишь по операциям, совершаемым через корсчета в ЦБ, а не между банками напрямую»,— отмечает источник «Ъ», знакомый с документом ЦБ. По его оценкам, на создание единой системы обмена сообщениями может уйти более года.
Ольга ШЕСТОПАЛ, Елена КОВАЛЕВА