«Левада-центр» сообщает, что по состоянию на 20 октября свыше 60% (в образованных слоях — за 70%) считали, что Россия уже в состоянии кризиса.
Более половины граждан страны заявили, что «не чувствуют уверенности в завтрашнем дне». Много тех, кто недоволен экономическим курсом руководства страны. Даже среди начальства их около 60%.
К середине октября распространились инфляционные ожидания. Наиболее сильны они у самых бедных и самых зажиточных. В среднем 42% ждали, что в ноябре-декабре цены будут расти еще быстрее, чем в предшествующие два месяца.
Накоплений-сбережений у двух третей населения нет. Они имеются примерно у 45% руководящих работников, 30% специалистов, 25% пенсионеров, 20% рабочих и 15% служащих. Как эти средства сберечь? Пенсионеры больше всего верят во вклады в Сбербанке (34%), остальные группы предпочитают вкладывать в недвижимость. До 15% думают держать в наличных. Но если держать, то в рублях (52%), в крайнем случае в евро (25%). В американский доллар верят менее 4% россиян.
Говорят, что есть политики, которые под предлогом кризиса хотели бы вернуть
Ностальгия, возможно, будет крепнуть. С опорой на нее некие политики смогут призывать вернуться к советскому прошлому (если будут призывать, а не поставят страну перед свершившимся фактом). Это значит: всех нас будут тянуть туда, куда влечет наименее образованную и информированную часть населения, людей, которые уже не могут сами работать и вынуждены ждать помощи от других. Их выбор будут навязывать активной и работающей части населения, тем, на ком все равно будет основной труд по вытаскиванию страны из кризиса.
К услугам таких политиков еще и патриотический ресурс. От недавних военных побед остался нерастраченный его потенциал. Ответили, что «гордятся нынешней Россией», 63% ее взрослых жителей. При этом не удовлетворены тем, что «происходит в целом сейчас в стране», те же 60%. Видимо, проявляется сложившаяся за последние годы у россиян потребность гордиться собой во что бы то ни стало. Самим фактом, что они «живут в России», горды 84%. Среди домохозяек таких 88%, а среди тех, кто живет в деревне, — 90%.
Алексей ЛЕВИНСОН, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»