Накануне выступления президента перед Федеральным Собранием официальная уверенность в преодолении последствий мирового финансового кризиса была отнюдь не столь характерна для бизнеса, особенно малого и среднего. Хотя бизнес-сообщество одобряло решительность мер, предпринятых правительством и Банком России, но считало их, во-первых, недостаточными, а во-вторых, слишком медленно реализуемыми.
На микроуровне ситуация разворачивается без сантиментов: кредиты дорожают и становятся недоступными, инвестиционные проекты, включая региональные, замораживаются, банки и предприятия заявляют о значительных сокращениях расходов и персонала. Не осталось ни одной мало-мальски значимой отрасли экономики, которая бы не запросила экстренной поддержки государства и которой эта поддержка не была бы обещана. Но деньги до предприятий пока не доходят. Эти «финансовые тромбы», как выразился Дмитрий Медведев, надо быстро разрушить.
Президент расставил точки над i. У России есть все возможности и ресурсы, чтобы преодолеть кризисные явления без социально-экономических потрясений и смены стратегического курса. Вместе с тем главным уроком кризиса стал вывод о том, что страна нуждается в национальной финансовой системе и фондовом рынке, построенных на основе прежде всего внутренних ресурсов и ориентированных на ускоренное развитие и модернизацию отечественной экономики.
Вместе с тем Россия продолжит интеграцию в мировую экономику, а восстановление рынка должно превратить его в один из мировых финансовых центров. Пакет способствующих этому законов должен быть принят уже до конца 2008 года.
Между тем правительство в пятницу опубликовало план конкретных действий по поддержке реального сектора экономики. Прежде всего речь в соответствии с указанием президента идет о строжайшем контроле за расходованием выделяемых из бюджета и резервов многомиллиардных средств.
Уже в ноябре текущего года должны быть выработаны рекомендации банкам, использующим различные формы государственной поддержки (в том числе получившим субординированные кредиты), в приоритетном порядке направлять средства на поддержку следующих секторов экономики: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки, жилищное строительство.
Ежемесячно минэкономразвития и Банк России должны будут готовить доклад об объемах средств, направляемых банками на кредитование этих приоритетных секторов экономики. Кроме того, правительство предлагает назначить специальных представителей Банка России, которые будут контролировать работу органов управления банков, получивших средства государственной поддержки.
В России нет оснований для возникновения банковского, валютного или долгового кризиса, комментирует помощник президента РФ Аркадий Дворкович. «В отличие от кризиса 1998 года сейчас нет вероятности ни банковского, ни долгового, ни валютного кризиса», — сказал Дворкович, выступая еще в конце октября на ежегодной конференции UBS «Россия и СНГ: к процветанию через партнерство» (цитируется по РИА Новости). В 1998 году, когда в России возник финансовый кризис, в нем соединились одновременно банковский, валютный и долговой кризисы, но за прошедшее время ситуация в России стала абсолютно другой, накоплены значительные резервы, и нельзя проводить параллель с кризисом 1998 года.
Наши деньги — нашей экономике
Однако ситуация сейчас более сложная, потому что Россия сталкивается с последствиями глобального мирового кризиса. «Нас ожидают серьезные трудности», — признает Дворкович. Наибольшие сложности он предвидит в деятельности пенсионных фондов, страховых компаний, а также фондов прямого инвестирования, которые инвестируют не только на российском, но и на мировых рынках. «Еще не ясно, как сильно они пострадают», — отмечает Дворкович.
Российские власти приняли ряд оперативных решений по противодействию глобальному кризису, обеспечив рынок короткой ликвидностью, напомнил помощник президента РФ, добавив, что падения рубля не будет даже при более низких ценах на нефть. «Те, кто хочет заработать на девальвации, заблуждаются», — сказал Дворкович. В то же время он отметил, что курс рубля, естественно, может меняться.
Механизмы по обеспечению российского рынка внутренними ресурсами, что сделает его более независимым от мирового финансового кризиса, в полной мере заработают в 2009 году, продолжает Аркадий Дворкович. «ЦБ и минфин активно работают над этим. Рассчитываю, что полностью (эти механизмы) заработают в 2009 году, хотя и сейчас многие элементы уже стали работать», — говорит он.
Дворкович поясняет, что в связи с глобальным мировым кризисом в России срочно нужно формировать новую конкурентную среду в финансовом секторе и провести изменения в структуре финансовых институтов, в связи с чем неэффективные институты могут прекратить свое существование. «Россия не может позволить себе иметь финансовую систему, которая полностью зависит от внешних рынков. У нас есть внутренние ресурсы, и не использовать их было бы неправильно», — отмечает Дворкович, добавив, что этот вывод возник на фоне мирового финансового кризиса и ускорил решение этой системной задачи (цитируется по РИА Новости). Это означает, что всех, а тем более откровенных нарушителей кредитной дисциплины, спасать не будут.
Проблемы идут снизу
С другой стороны, нормальный бизнес, традиционно работающий на заемных ресурсах, должен пострадать как можно меньше. А трудности там нарастают быстро, и ждать 2009 года — значит реально рисковать допустить уже через
Другое слабое место — настроения населения. Обнародованная Банком России цифра оттока вкладов из банковской системы в сентябре в объеме 90 миллиардов рублей не дает оснований для паники. Но в октябре ситуация ухудшилась — россияне, впрочем, как и банки, начали в массовом порядке скупать доллары. Само по себе это тоже не повод для паники, поскольку в перспективе ослабление доллара неизбежно — хоть через месяц, год или два. Главная опасность здесь — возможность развития под видом долларизации процессов декапитализации российской экономики, снижения доходов, спроса и окончательная победа импорта. В этом случае даже у сырьевых отраслей не останется ресурсов для нормального воспроизводства, не говоря уже об их диверсификации в инновационные отрасли.
Евгений ВАСИЛЬЧУК