Начало осени показало, что Россия не осталась в стороне от мировых экономических процессов. Но запас прочности отечественной экономики, накопленный в последние годы, позволяет ей пока занимать относительно устойчивую позицию.
Медленный спуск
Темп роста промышленного производства за январь — октябрь составил, по оценке, 5,2 процента, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 7,4 процента. Но тенденция к замедлению экономического роста проявляется отчетливо. Эти показатели в прошлом году за тот же период составляли 6,5 и 7,9 процента.
Такие же тенденции сохраняются и в отдельных секторах промышленности. Но если в обрабатывающих производствах снижение темпа прироста существенное (с 8,4 процента за январь — июнь 2008 года до 7,6 за январь — октябрь), то увеличение добычи полезных ископаемых застыло на уровне 0,5 процента, а добычи топливно-энергетических полезных ископаемых — 0,1 процента.
Падение темпов роста происходит при все более ухудшающейся конъюнктурной ситуации. Исходным моментом для этого стало абсолютное снижение платежеспособного спроса, которое началось еще в июле. Конечно, основную роль здесь сыграл финансовый кризис, который вызвал повышение ставок банковских кредитов и сокращение объема кредитов реальному сектору экономики. Возникшая проблема банковской ликвидности по принципу домино перешла в реальный сектор экономики, в первую очередь в промышленность и строительство.
Трудности рефинансирования
На протяжении последних лет большинство российских компаний финансировало рост за счет активного использования западного кредитного капитала. Летом ситуация изменилась. Сначала рефинансирование стало чрезвычайно дорогим, а затем — практически невозможным.
По данным Банка России, только в течение четвертого квартала российские заемщики должны погасить свыше 47,5 миллиарда долларов внешней задолженности. Всего же, по оценкам Unicredit Aton, на протяжении второго полугодия 2008-го — первого полугодия 2009 года отечественные компании должны погасить более 363 миллиардов долларов внутренней и внешней задолженности.
Уже сейчас часть российских компаний из самых разных отраслей — операций с недвижимостью, розничной торговли, металлургии — вплотную подошли к угрозе технического дефолта по части обязательств. Поскольку в большинстве случаев гарантией возвратности средств выступали акции, перед многими компаниями замаячила перспектива либо потери части ключевых активов, либо неблагоприятного изменения структуры собственности.
Снижение инвестиционной активности
Вполне предсказуемым последствием такого положения становится не только снижение темпов роста производства, но и сокращение инвестиционных программ производителей, а также снижение затрат на оплату труда. Так, КамАЗ и ГАЗ уже объявили о сокращении до 6 декабря рабочей недели до 4 дней, а производство грузовиков «газель» и вовсе приостановлено.
Темпы прироста инвестиций за январь — октябрь составили 13,1 процента (по оценке), что ниже, чем за первое полугодие (15,4 процента), и в 1,5 раза ниже этого показателя за 2007 год (21,1 процента). По данным Центра развития, особенно резко сократились инвестиции — на 80 процентов — в наиболее развитых инновационных округах: Центральном и Северо-Западном.
Потребительский бум на излете
Замедление темпов роста коснется и второго компонента спроса — потребительских расходов. Увеличение оборота розничной торговли, составлявшей в начале года 16,7 процента, за январь — октябрь уменьшилось до 15 процентов. И причина здесь не только в сокращении реальных располагаемых денежных доходов населения, темпы прироста которых снизились за январь — октябрь до 7,7 процента против 9,5 процента в первом квартале. Кризис ликвидности заставил банки существенно ограничить розничные кредиты. По данным Центра развития, этот вид кредитования к сентябрю обеспечивал 41 процент прироста торговли. Кроме того, финансовый кризис и снижение курса рубля приведут к росту цен на импортные товары, которые всегда являлись основной частью торгового оборота. Это неминуемо сократит спрос на них. Хотя темпы роста импорта пока не снижаются. Если в первом полугодии импорт товаров вырос на 41,7 процента, то за январь — октябрь, по оценке, — на 41,8 процента.
Экспорт заморожен
Еще один фактор, способствующий росту производства в России, — экспорт — также находится под влиянием ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и опасения рецессии в развитых странах. В первую очередь это относится к рынку сырой нефти, которая составляет большую часть нашего экспорта. Среднемесячная стоимость барреля нефти марки Urals снизилась со 129 долларов в июле до 111 в августе, а в сентябре составила только 96 долларов. Масштабный экономический кризис может вызвать в среднесрочной перспективе падение цены до 70 долларов за баррель. Также снижаются котировки никеля и других цветных металлов.
В подобных условиях сокращаются по сравнению с прошлым годом физические объемы экспорта нефти и нефтепродуктов (в том числе и
Государственная поддержка
В сложившейся ситуации при дефиците средств у компаний на инвестиции и на увеличение зарплат основным гарантом, поддерживающим спрос (и инвестиционный, и потребительский), становится государство.
Решительные действия властей касаются прежде всего «накачки средств» для увеличения ликвидности банковского сектора, что, несомненно, является первоочередной задачей для «расшивки» финансового кризиса. Обвал мирового фондового рынка спровоцировал отток капитала из России. Если за период август — сентябрь 2007 года чистый отток капитала из страны составил 8,6 миллиарда долларов, то, по оценке Центра развития, в августе — сентябре 2008 года эта цифра превысила 27 миллиардов долларов (по оценке А. Кудрина — 15 миллиардов долларов, что тоже немало).
В сентябре в банках было уже размещено около 763 миллиардов рублей. При этом Банк России резко ослабил денежно-кредитную политику, снизив нормативы обязательных резервов. Кроме того, для укрепления позиции банков принят закон о предоставлении банкам так называемых длинных кредитов в размере 750 миллиардов рублей сроком до 10 лет. Также будут выделены средства в наиболее приоритетные производства. В борьбе с финансовым кризисом правительство согласилось даже на временное снижение экспортных пошлин на нефть.
Вторым направлением в регулировании финансовых потоков стало изменение валютной политики. Уже с середины августа на валютном рынке наблюдалась более свободная динамика курса рубля. А в начале сентября глава Банка России Сергей Игнатьев пообещал, что валютный курс будет формироваться под влиянием рыночных факторов. На что сразу отреагировал курс укрепления рубля. По итогам сентября рубль девальвировался к доллару на 4,6 процента, индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам снизился на 0,1 процента.
Инфляция на подъеме
Поскольку укрепление курса рубля было основным инструментом в борьбе с инфляцией, очевидно, что изменение монетарной политики будет способствовать ее росту.
В октябре индекс потребительских цен вырос на 0,9 процента, что много выше, чем предполагали эксперты. В целом за январь — октябрь инфляция составила 11,6 процента, и к концу года, по самым благожелательным оценкам, может составить 14 процентов.
Сентябрьский рост потребительских цен продолжился в октябре. Сезон дешевых овощей и фруктов остался в прошлом. Полученный отменный урожай зерновых — порядка 100 миллионов тонн (самый высокий за последние 15 лет) — не спасает от подорожания. Финансовый кризис и здесь сказал свое слово. Банки меняют условия кредитных договоров и приостанавливают рассмотрение новых кредитных заявок, что негативным образом сказывается на ценах. Кроме того, дают о себе знать и инфляционные ожидания.
Основной вклад в потребительскую инфляцию всегда приходится на продовольствие. В октябре продовольственные товары подорожали на 1,6 процента, тогда как непродовольственные товары — на 0,8 процента, а платные услуги населению остались на прежнем уровне.
За январь — октябрь наибольшими темпами увеличивались тарифы на санаторно-оздоровительные услуги. С начала года они выросли на 20,8 процента. А постоянный лидер в секторе платных услуг — ЖКХ — увеличил цены только на 15,7 процента. Также значительно выросли тарифы на услуги пассажирского транспорта — на 17,6 процента. Довольно высокие темпы роста цен сохраняются и на непродовольственные товары. За 10 месяцев этого года они выросли на 7,3 процента, что выше прироста за весь прошлый год (6,5 процента).
Снижение цен производителей
Индекс потребительских цен мог оказаться еще выше, если бы не дефляция в промышленности. Уже в сентябре цены производителей промышленной продукции упали на 5 процентов, а в октябре, по оценке, продолжилось их дальнейшее снижение. Такое понижение произошло благодаря ТЭК. Цены добычи топливно-энергетических полезных ископаемых снизились на рекордную величину — 15,8 процента, а в октябре еще на 9,2 процента. Цена добычи нефти, включая газовый конденсат, упала на 21,5 процента в сентябре, и в октябре, по оценке, еще на 19,6 процента. Следствием этого стало понижение стоимости продуктов нефтепереработки. Такой динамике внутренних цен на нефть способствовали как рыночные, так и административные факторы. Снижение мировых цен на нефть, сокращение экспорта позволили расширить внутреннее предложение. Усилился контроль и со стороны государства. Проверка нефтяных компаний со стороны ФАС заставила большинство производителей снизить цены: средняя контрактная цена нефти при поставках на НПЗ оказалась на 40 процентов ниже пикового июльского значения (по данным Центра развития). Кроме того, государство жестко вмешалось в ситуацию с ростом цен коксующегося угля и минеральных удобрений. В результате в этих производствах цены в сентябре снизились на 2,2 процента и 0,1 процента соответственно.
Сложившаяся динамика цен на топливно-энергетическое сырье позволила обрабатывающим производствам проводить сдерживающую ценовую политику хотя бы в сентябре. Если снижение цен в добыче полезных ископаемых в сентябре составило 15,8 процента, то в обрабатывающем секторе — 0,8 процента. Но в октябре, по оценке, цены в обрабатывающем секторе поползли вверх, тогда как в добыче полезных ископаемых продолжилось снижение.
Между тем
Комментируя для агентства «Прайм ТАСС» резкое снижение международных резервов России в октябре, министр финансов РФ Алексей Кудрин подчеркнул, что половина оттока, примерно 50 миллиардов долларов, и уменьшение резервов, по его мнению, связано не с уходом денег из России, а с резервированием нашими компаниями и банками средств для погашения внешнего долга. Многие компании работают, не ожидая поддержки государства, собирая средства для выплаты своей задолженности. Таким образом, половина сумм, выведенных в октябре, остается на балансах наших банков и компаний, и мы предполагаем, сказал Кудрин, что это подготовка к выплате внешнего долга.
Говоря о чистом оттоке частного капитала по итогам 2008 года, Кудрин отметил, что прогнозировать здесь трудно, но назвал как вполне вероятную сумму 20 миллиардов долларов.
Александр ФРЕНКЕЛЬ, Анна ЛОБЗОВА, Людмила РОЩИНА, Наталья РАЙСКАЯ, Ольга МАТВЕЕВА