В условиях нынешнего мирового финансового и экономического кризиса произошла удивительная вещь: цена золота резко упала. Обозреватель «Власти» Сергей Минаев отмечает, что инвесторы в мире исходят из простого принципа: «Очень деньги нужны». Деньгами они считают только доллары.
В прошлом году золото быстро дорожало: с января по октябрь его цена увеличилась на 15% и достигла $747 за тройскую унцию (31,1 г). Это было самым высоким уровнем с 1980 года, и рост цены золота объяснялся примерно теми же обстоятельствами, что и в год московской Олимпиады,— крайней международной нестабильностью и сверхвысокими ценами на нефть (в 1980 году арабские шейхи стали срочно скупать золото за нефтедоллары, испугавшись замораживания иранских счетов в американских банках). Кроме того, в США наблюдалась фантастическая по американским меркам инфляция — приблизительно на современном российском уровне, и простые американские граждане вкладывали сбережения в золото, чтобы уберечь их от обесценения.
В начале нынешнего года цены на золото, продолжавшие бурный рост, преодолели казавшуюся раньше фантастической отметку $1000 за тройскую унцию. И это выглядело естественным: инвесторы все больше разочаровывались в фондовых рынках (прежде всего американском), все только и говорили о начавшемся экономическом спаде во всех индустриальных странах и заметном ускорении в них темпов инфляции. Явным свидетельством тяжелого экономического положения в мире было преодоление нефтью психологически важного барьера $100 за баррель. Как при таких ценах не испытать экономического спада, сопровождаемого взлетом потребительских цен?
Оставалось вкладывать деньги в золото как в единственную стабильную ценность в нестабильном мире уменьшающегося производства и дешевеющих денег. Тем более что относительно недавно, в период после второй мировой войны и до 1970-х годов, явно предполагалось, что цену деньгам в капиталистическом мире придает только золото. Американские доллары свободно обменивались на золото, а валюты других западных стран — на доллары. В СССР ни золотого, ни долларового обращения не было, но цену золоту коммунистическая экономика прекрасно знала, так как занималась его широкомасштабным экспортом. Рост цены золота свидетельствовал о том, что мир приближается к грандиозному экономическому и финансовому кризису.
И вот кризис разразился, и цена золота не просто перестала расти, а резко упала. Сейчас она на 30% ниже мартовского рекорда и находится примерно на уровне годичной давности. Инвесторы и спекулянты пришли к парадоксальному выводу: покупка золота перестала быть надежным способом вложения средств и является всего лишь одним из финансовых инструментов вроде нефтяных фьючерсов или акций. В условиях кризиса от него нужно избавляться точно так же, как и от всего остального. Потому что в условиях кризиса никому не нужно ничего, кроме денег.
Карл Маркс, большой специалист в области денег (приведший в «Капитале» название английского исследования 1734 года «Money Answers All Things»), писал: «Золото и серебро по природе своей не деньги, но деньги по своей природе золото и серебро». Он очень удивился бы нынешнему противопоставлению денег и золота. Одно дело избавляться от золота в пользу напечатанных денег в период относительной стабильности и другое — в разгар финансового краха. Если экономики развитых стран рухнут, кому будут нужны бумажные деньги? И вообще, зачем нужны деньги, если сейчас нужно продавать абсолютно все?
Особенно забавной ситуация выглядит, если учесть, что в нынешних кризисных условиях деньгами инвесторы и спекулянты почему-то считают исключительно американские доллары. Казалось бы, сколько эксперты говорили о том, что роль доллара как главной мировой валюты давно ослабла (ряд аналитиков, в том числе и российские, вообще называли доллары ничем не обеспеченными бумажками, которые потеряют цену в результате неминуемого банкротства США). Но нет, оказалось, что доллар мировым рынком по-прежнему признается главной валютой, а вот остальные валюты (прежде всего евро) рассматриваются как финансовые активы, от которых срочно надо избавляться. Положение начинает напоминать конец XIX века или середину XX века, когда в мире существовала, в сущности, только одна настоящая валюта (соответственно британский фунт и американский доллар), которые, как считалось, значительно лучше золота. Ведь хранение в банках слитков золота процентов не давало — в отличие от фунтов и долларов.
Инвесторы, естественно, понимают, что в США сейчас полно экономических проблем, бюджет и платежный баланс сводятся с грандиозным дефицитом, стабильность денежной системы вызывает большие вопросы. Для операции по спасению национализированных банков потребуются поистине фантастические государственные займы, и дело в итоге может свестись к обычному печатанию денег в неограниченных масштабах. Но инвесторы исходят из примитивного соображения: все сейчас в мире дешевеет — дома, акции, нефть. А доллар дорожает. Как же не выбрать такую валюту? Они срочно продают золото, покупая доллары, а потом сами же отмечают правильность своей тактики. Мол, видите же, даже золото сейчас не имеет никакой цены. Полный крах.
Сергей МИНАЕВ