Я был в одном из манхэттенских офисов Citigroup, когда внутреннее телевидение банка прекратило показ движения цен на его акции. То ли у кого сдали нервы, то ли
Остроты не блистали юмором, но фактологически были безупречными. Четыре квартала подряд Citigroup списывает в убыток десятки миллиардов долларов. Девять его инвестиционных фондов обанкротились. За последние четыре дня его активы сократились наполовину. Банк собирается уволить 52 тысячи (!) своих сотрудников, что резко сократит его «жилплощадь». А главное — ничего не помогает: ни миллиарды, закачиваемые в банк правительством из «спасательного» 700-миллиардного пакета; ни демарш самого крупного индивидуального инвестора банка — саудовского принца Валида бен Талала, увеличившего свою долю в Citigroup до 5%; ни экстренная поездка председателя банка Уинфреда Бишофа в Дубай, где он буквально валялся в ногах у шейхов, выпрашивая деньги.
Удар по Citigroup прозвучал как сигнал бедствия для всего Уолл-стрита. Обрушились акции Bank of America и JP Morgan Chase. За среду и четверг прошлой недели они потеряли все, что приобрели за последние 10 лет! Не устоял даже «непотопляемый» Goldman Sachs. Подчеркну: все эти ведущие финансовые институции Америки тоже подпитываются правительственным 700-миллиардным пакетом, и тоже безуспешно. Не лучше обстояли дела у Morgan Stanley, акции которого упали на 10,24%.
Шаги, предпринимаемые уходящей администрацией Буша, еще более усугубляют кризис. Когда на прошлой неделе министр финансов Полсон объявил, что правительство больше не будет выкупать «плохие» банковские активы, индексы Доу-Джонса рухнули в среду, 19 ноября, на 427,47 пункта, а в четверг, 20 ноября, — на 444,99 пункта. Столь же удручающе выглядели показатели NASDAQ и Standard & Poors. Умывая руки, как Понтий Пилат, Полсон заявил также, что оставшиеся от «спасательного» пакета 350 млрд будет распределять уже новая администрация. Но новая администрация формально вступает во власть лишь 20 января 2009 года, то есть почти через два месяца. А ей еще надо осмотреться… Возникший в Вашингтоне вакуум власти еще больше нервирует банковскую систему и инвесторов. Все чаще раздаются призывы Бараку Обаме обнародовать свои планы, не дожидаясь 20 января.
Падение доверия к Уолл-стриту со стороны инвесторов и потребителей заставит людей продавать акции и покупать «последнее прибежище» — государственные ценные бумаги, хотя от них сейчас нет практически никакого процентного навара. Но и это не останавливает людей, действующих по принципу «не до жиру — быть бы живу». Индекс Доу-Джонса пробил 8000-й барьер, но конца пропасти все еще не видно. «Что дальше? — спрашивают с опаской люди. — 7000? 6000?» «Дно» все еще не просматривается. Уолл-стрит поднял руки вверх, но в спасительный плен ее никто не берет. «Рынок считает, что мы еще не видим самого худшего», — говорит Раймон Ларсон, глава компании Voyageur Asset Management. Плохих новостей масса, но это еще не критическая масса, достигнув которой можно всплывать на поверхность. Рецессию в Америке усугубляет глобальный кризис. Министерство труда сообщило, что взяло на свой счет еще 540 000 безработных только за последнюю неделю. «Мы захвачены раскрученной и питающей саму себя спиралью, направленной вниз», — говорит Стюарт Швейтцер, стратег GP Morgan по глобальным рынкам. А Джой Балестрино, стратег из Federated Investors, замечает, что «события развиваются по сценарию 1929 года».
Банки, переставшие получать помощь от казначейства, придерживают у себя уже полученное. Они опасаются кредитовать своих клиентов, используя государственную помощь, хотя и обязаны делать это. «Банки-посредники смертельно ранены», — констатирует Эндрю Фелтус, менеджер Pioneer Investments. Насколько смертельно — судите сами: за последние 13 месяцев (несчастливое число!) Уолл-стрит потерял 8,3 трлн долларов! «Это было нашим ответом на страх, который проник в наши сердца», — говорит Марк Стерн, главный инвестиционный менеджер компании Bessemer Trust.
В пятницу, 21 ноября, на стеклах уоллстритовских небоскребов заиграли солнечные зайчики. Индекс Доу-Джонса поднялся на весомые 494,13 пункта, с трудом перевалив через 8000-й рубеж. Однако этот взлет не имел никаких объективных причин. Дела обстояли по-прежнему плохо, скорее даже — хуже. Закрылись еще 22 банка. Трудности Citigroup переросли в полнокровный кризис. Его руководство не слезало с телефонов, названивая SOS министру финансов Полсону, главе ФРС Бернанке и назначенному Обамой министром финансов Гейтнеру.
Собственно говоря, это назначение Тимоти Гейтнера, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, министром финансов, а также назначение Лоуренса Саммерса, крупного экономиста и бывшего президента Гарвардского университета, главным экономическим советником Белого дома и были причиной повышения индексов Доу-Джонса. Этим Уолл-стрит как бы оказал доверие, а главное — он вздохнул облегченно, поскольку в «лавочке» появился, наконец, хозяин — Обама.
Удастся ли новому хозяину навести порядок в «лавочке» — уже другой вопрос, ответа на который пока нет ни у кого.
Мэлор СТУРУА