Очередной антикризисной мерой российских властей может стать распространение государственного страхования банковских депозитов на юридических лиц. Об этом на прошлой неделе сообщил помощник президента Аркадий Дворкович. В пример он привел США, где гарантия государства на выплату $100 тысяч распространяется на депозиты не только физических, но и юридических лиц. Правда чиновник не уточнил ни возможные суммы, на которые могла бы распространяться государственная гарантия в России, ни круг потенциальных участников такой программы. Он оговорился лишь, что необходимо «очень аккуратно все просчитать».
Сейчас объем гарантийного фонда Агентства по страхованию вкладов (АСВ) составляет более 86 млрд рублей. Эти деньги собраны из взносов банков, участвующих в системе страхования. Однако в минувшую пятницу было подписано распоряжение правительства, разом увеличившее ресурсы АСВ на 200 млрд рублей, выделенные ему из казны.
Тем не менее само АСВ пока никаких программ по страхованию денег юридических лиц не разрабатывает. Как пояснил корреспонденту «Газеты» заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников, никаких конкретных шагов в этом направлении сейчас не делается. «С нашей точки зрения, введение таких гарантий имело бы смысл для предприятий малого и среднего бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, — уточнил он. — Страховая сумма в этом случае должна быть одинаковой, как для физлиц, так и для юрлиц (сейчас она составляет 700 тысяч рублей. — «Газета»)».
По мнению главы Банковского института при Высшей школе экономики Василия Солодкова, тарифы и гарантии по вкладам юрлиц и физлиц должны быть равными. «Разумно страховать наравне с вкладами граждан и корпоративные вклады. Другое дело, что для крупных компаний такое страхование бессмысленно, зато для предприятий малого и среднего бизнеса такие гарантии необходимы», — считает он.
На одно лицо
Пока же законодательство не предусматривает гарантий возмещения средств компаниям, в результате чего на рынке возникают схемы перевода корпоративных средств на счета физлиц. «В последнее время обнаруживаются многочисленные факты, когда кредитными организациями незадолго до отзыва у них Банком России лицензии на осуществление банковских операций незаконно проводились операции по искусственному формированию «вкладов» на счетах физических лиц с целью получения (увеличения размера) страхового возмещения», — говорится в пресс-релизе АСВ, распространенном в пятницу. Такого рода нарушения выявлены в Эконацбанке, МИРА-банке, в банках «Евразия-Центр», «Сахалин-Вест» и «Премьер» на общую сумму свыше 300 млн рублей. По незаконным операциям в банках «Евразия-Центр» и «Сахалин-Вест» уже возбуждены уголовные дела.
Показательно, что круг таких банков с каждым днем расширяется. Так сомнительные операции с вкладами выявлены и у банков «Сочи» (Сочи) и «Сибконтакт» (Ханты-Мансийский автономный округ), лишившихся лицензий на прошлой неделе. По этой причине АСВ пока затрудняется определить объем страхового возмещения по банкам «Сочи» и «Сибконтакт». По словам Андрея Мельникова, выплаты вкладчикам этих двух банков могут составить от 2 млрд до 3 млрд рублей. «Нам понадобится еще семь-восемь дней, чтобы объявить окончательные суммы», — добавил Андрей Мельников.
Великолепная семерка
Дискуссии о вкладах и возмещениях по ним идут параллельно с другой работой агентства — процедурами по финансовому оздоровлению проблемных банков в рамках закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
В конце прошлой недели список банков, попавших на санацию к АСВ, пополнился еще одним претендентом — Башинвестбанком (352-е место по активам в рэнкинге «Интерфакса» по итогам девяти месяцев 2008 года). Это уже седьмой банк с момента вступления в силу закона, позволяющего Агентству по страхованию вкладов предпринимать меры по предотвращению банкротства банков и поиску инвесторов для них.
31 октября Башинвестбанк разместил на своем официальном сайте сообщение о своих финансовых проблемах.
«В банке возник технический разрыв ликвидности (временный недостаток наличных денежных средств в кассах банка), связанный со снятием гражданами средств со вкладов и счетов в размерах, превышающих запланированные (согласно срокам, установленным договорами банковского вклада). В этой ситуации банк задерживает исполнение своих текущих обязательств», — говорилось в заявлении. Теперь эту проблему предстоит решать новому владельцу банка.
О приобретении 76% акций Башинвестбанка сегодня объявит Бинбанк (50-е место по активам). «В ближайшие дни мы окончательно примем детальный план по управлению Башинвестбанком, согласуем его с АСВ, — пояснил корреспонденту «Газеты» президент Бинбанка Михаил Шишханов. — В числе приоритетных на сегодняшний день задач — восстановление ликвидности Башинвестбанка и реструктуризация кредитного портфеля». Также, по словам банкира, сейчас разрабатывается долгосрочная стратегия на три-пять лет, в которой запланировано повышение капитализации Башинвестбанка.
На данный момент помимо банка из Уфы АСВ проводит санацию банка ВЕФК, Русского банка развития, Свердловского губернского банка, банка «Потенциал», Газэнергобанка и Нижегородпромстройбанка. Для всех банков, кроме ВЕФК, уже подобраны инвесторы. Так, покупателем Русского банка развития выступила финансовая компания «Открытие», банк «Потенциал» был приобретен банком «Солидарность», СГБ-банк купила группа «Синара», новым владельцем Газэнергобанка стал Пробизнесбанк, а Нижегородпромстройбанк принадлежит теперь Саровбизнесбанку.
Есть еще и восьмой банк, судьба которого до сих пор окончательно не решена, — банк «Электроника». По словам Андрея Мельникова, решение о том, будет ли санирован банк, должно быть принято до конца этой недели.
Должно ли государство страховать депозиты юридических лиц?
Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации:
— Да, конечно. Ведь, скажем, в Соединенных Штатах подобная практика существует. А потому было бы неплохо внедрить ее и у нас.
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка:
— С моей точки зрения, было бы гораздо более эффективно предложить полную гарантию по вкладам физлиц. Потому что когда физические лица будут уверены в возмещении своих депозитов, это окажется хорошим механизмом для прекращения оттока вкладов. Ведь банковская система именно от этого и страдала. Более того, в оттоке вкладов физических лиц многие банки видят основную опасность на ближайший период. Далее, что касается юридических лиц, то они, как правило, смотрят, что происходит с банком, в котором обслуживаются, исходя из поведения физических лиц. То есть если они понимают, что из банка, в котором у них лежат депозиты, физлица забирают свои вклады, то по ним все это тоже бьет. Так что, наверное, с точки зрения стоимости проекты, о которых мы говорим, сопоставимы. Но эффект от того, что я озвучила, позволял бы, во-первых, физическим лицам сохранять свои сбережения в банках, а не уходить в наличные деньги. Во-вторых, на юрлица мы бы также увидели опосредованное влияние.
Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей):
— Вообще, государство — это наша функция, то есть функция общества. Стоит ли ему заботиться о юрлицах? Стоит, ведь оно, собственно, обществу служит. Вопрос в том, когда нововведения внедрять. Полагаю, что сейчас инициатива своевременная, поскольку на сегодняшний день именно от состояния реального сектора зависит то, как мы будем выходить из кризиса — впереди других или сзади. Если будем делать это после других, то придется влачить жалкое существование в ближайшие 20—30 лет. Если вместе с другими, то 10—15 лет. Наконец, если все сделать первыми, то вполне возможно одолеть кризис сразу. А потому и сегодняшние, и другие меры, которые озвучивают такие люди, как Дворкович, Набиуллина, Шувалов (то есть не финансовая, а прагматичная часть правительства в широком понимании этого слова), — все они нормальные и реальные. Более того, я бы считал, что они должны быть гораздо резче и комплекснее. А сегодня, к сожалению, не хватает смелости. Не хватает смелости, например, озвучить, что все госконтракты на 2009 год должны быть заключены до 1 февраля, с авансированием 50—70%. Тогда бюджетная кровь в экономику пойдет сразу, а не в октябре. При этом стоит еще задать задачку, чтобы чиновники, которые данный вопрос не обеспечат, были немедленно уволены.
Борис Кашин, член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция КПРФ), член-корреспондент РАН:
— Вообще, сейчас предлагается множество разных мер по борьбе с кризисом. Скажем, сократили отчисления в Фонд обязательного резервирования банков — это было осмысленное решение. Но многое другое делается спонтанно и непродуманно. Возможно, инициатив должно быть меньше, но они должны быть более четко проработаны. Плюс должен быть единый учет всех финансовых трат из резервов на борьбу с кризисом, чтобы было ясно, что сработало, а что нет. А так получается, что перевели, допустим, деньги в банки, а те конвертировали их в валюту и сидят. Так что, хотя с новой идеей я пока и не ознакомился, она тоже сразу вызывает много вопросов. Ведь схем для махинаций в случае введения страхования депозитов юрлиц можно придумать множество.
Юлия ЛОКШИНА, Алексей СМИРНОВ