Лучший источник оптимизма в условиях кризиса — дом и семья. По итогам исследования группы Allianz, так думают большинство швейцарцев, немцев, французов и россиян. Главным же поводом для уныния стали экономические перспективы — личные и государственные. И если швейцарцы и австрийцы оценивают свое будущее как более или менее предсказуемое, то россияне наряду с французами, итальянцами и венграми не ждут ничего хорошего.
В ходе исследования было опрошено свыше 10 500 респондентов в девяти странах мира: Австрии, Венгрии, Италии, Германии, Греции, России, США, Франции и Швейцарии. В каждой из стран мужчинам и женщинам в возрасте от 15 до 60 лет предлагалось оценить свое личное положение и ситуацию в своей стране на день исследования и на следующий год. Это уже второе исследование Allianz — первое проводилось в мае.
Наиболее оптимистично оценивают личные перспективы в условиях кризиса жители Швейцарии (79% опрошенных), США (63%), Германии (60%), Австрии (59%) и Греции (56%). Но даже уверенные в собственных перспективах граждане, когда речь заходит об оценке текущей экономической ситуации в своем государстве, оптимизма демонстрируют гораздо меньше. Самой позитивной страной оказалась Швейцария, здесь больше половины (54%) опрошенных назвали ситуацию в государстве как «очень хорошую или достаточно хорошую». Второй по числу позитивно настроенных жителей стала Австрия (29%).
Наиболее скептическая оценка перспектив своей страны отмечена в Венгрии (только 4% оценивают ситуацию как позитивную). Лишь пятая часть опрошенных настроена позитивно в Германии (21%) и Греции (20%). В США с оптимизмом смотрят в будущее 17%, в России и того меньше — 15%, закоренелые пессимисты выявлены во Франции и Италии — по 10%.
По сравнению с маем 2008 года позитивные оценки текущей ситуации в России сократились заметнее, чем в других странах (на 9%). Сильно снизилась (сразу на 18%) доля позитивно настроенных среди менеджеров высшего звена, ранее демонстрировавших оптимизм. Как и в итогах майского опроса, сегодня большинство россиян (58%) оценивают ситуацию в стране нейтрально — «не плохая и не хорошая». Вместе с тем резко увеличилось число считающих ситуацию плохой (с 17 до 28%).
Совсем иные результаты показывает обнародованное вчера ВЦИОМ исследование об уровне одобрения россиянами деятельности правительства в условиях кризиса: 53% одобряют антикризисные усилия властей. Как ни странно, это наиболее высокий показатель уровня одобрения за два последних года. Например, в сентябре этого года деятельность правительства приветствовали 46%.
По мнению партнера компании «Грант Торнтон Москва» Ивана Сапронова, россияне помнят жесткие действия властей еще во времена социализма и в кризисном 1998 году, поэтому и демонстрируют большую нервозность, чем те же европейцы, привыкшие к незыблемости норм права. Недавний пример на эту тему: обсуждение в Российском союзе промышленников и предпринимателей идеи об изъятии из Трудового кодекса нормы о выплате увольняемому по сокращению штата сотруднику двух месячных окладов. Оптимизма такие инициативы точно не добавляют.
Эксперты объясняют пессимизм россиян еще одной причиной, тоже психологического свойства. В последние годы экономика России росла хорошими темпами, выше, чем в США или в той же Швейцарии, и с этим связывались большие надежды. «А где большие надежды, там и большие разочарования — все закономерно», — говорит ведущий экономист компании «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова.
Рустем ФАЛЯХОВ