Большинство российских банков услышало посланный им властями сигнал о необходимости обеспечения реального сектора экономики, заявил в пятницу помощник президента России Аркадий Дворкович на заседании правления РСПП в пятницу. Однако, по его словам, правительство и бизнес должны готовиться к худшему развитию ситуации. Впрочем, на оживление мировой экономики можно рассчитывать уже в середине следующего года.
Большинство российских банков услышало посланный им властями сигнал о необходимости обеспечения реального сектора экономики кредитами и отказа от перевода денег, выделенных на эти цели, в валюту, заявил в пятницу помощник президента России Аркадий Дворкович.
«В настоящий момент большинство экономистов предполагает улучшение ситуации в мировой экономике во втором полугодии 2009 года» «Банки восприняли сигнал и стабилизируют свою деятельность», — сказал он, выступая на заседании правления РСПП.
При этом не все звучащие в адрес российских банков обвинения в том, что предоставленные им госсредства не доходят до реального сектора экономики, справедливы, заметил Дворкович.
«Мы обвиняем банки, что деньги не попадают в реальный сектор экономики. Надо понимать, что банки должны вести себя аккуратно и сбалансированно», — цитирует его слова РИА «Новости».
Он пояснил, что банки не могут брать на себя повышенные риски, и нужно думать о том, как их можно снизить.
«Без устойчивого функционирования финансовой системы, развития банковского сектора возникают риски по стабилизации экономического роста», — заявил помощник президента.
Есть и банки, которые, по его словам, спекулировали на ожиданиях девальвации рубля и задерживали предоставление кредитов. А вот с ними будет вестись уже «другой разговор», заметил Дворкович.
В целом, по его словам, правительство и бизнес должны готовиться к худшему. «Очевидно для нас, что мы должны в максимальной степени быть готовым к тому, что ситуация будет развиваться по наиболее неблагоприятному сценарию, но рассчитывать, что в реальности тенденции будут лучше, чем в самых неблагоприятных прогнозах», — цитирует его слова ИА «Финмаркет».
Невысокие цены на нефть и низкий спрос на сырьевые товары будут сохраняться, именно из этого и нужно исходить. Помимо прочего, сегодня сложно рассчитывать и на привлечение внешних источников финансирования.
Несмотря на это Дворкович сохраняет оптимизм и ожидает в середине следующего года оживления мировой экономики. «Для России важно не пропустить этот момент», — подчеркнул он.
«Действительно, в настоящий момент большинство экономистов предполагает улучшение ситуации в мировой экономике во втором полугодии 2009 года», — сказал ВЗГЛЯДу начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин.
Под подготовкой, видимо, имеется в виду создание таких благоприятных условий для инвестиций, чтобы при улучшении ситуации в глобальной экономике и восстановлении аппетита к риску, инвестиции устремились в Россию, считает он.
Пока же придется туже затянуть пояса, правда речь здесь не идет о повышении налоговой нагрузке. Вопрос о снижении НДС можно будет обсуждать в начале 2009 года, сказал Дворкович, добавив, что большинство стран сейчас стараются не повышать налоговую нагрузку, особенно в такие периоды.
По его словам, вопрос о снижении НДС может быть рассмотрен в рамках компенсации повышения страховых тарифов. При этом он отметил, что налоговая нагрузка на предприятия не должна повышаться.
Споры относительно возможного снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 12% идут давно. За снижение НДС активно выступает Минэкономразвития, против — Минфин. По расчетам Минфина, снижение НДС до 12% с 2010 года приведет к увеличению инфляции на 3,8% в этот же год. Затем инфляционный эффект будет снижаться в течение нескольких лет до 0,3%, однако за 15 лет накопленная инфляция может составить 13—15%.
Между тем глава РСПП Александр Шохин считает, что негативные последствия для инфляции от снижения НДС до 12% сильно преувеличены, а отрицательный эффект будет компенсирован расширением налоговой базы. «При нынешней системе налогообложения ни одна из целей концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года не решается», — заметил Шохин.
Наталья ЖУРАВЛЕВА