Кризис 1998 года был чисто российским. Вокруг же продолжался рост. Давал спрос на продукцию нашего экспорта. Он и вывез. Сейчас ситуация прямо противоположная. Страна здорова. Имеет хороший запас прочности. Уверен: скоро справится с финансовыми трудностями. Но мировая экономика пошла на спад. Тянет нас за собой. И тут ничего нельзя поделать. Остается пережить. Что именно?
Снижение инвестиций. Поскольку источники обмелели. Многие компании балансируют на грани рентабельности. А некоторые опустились за оную. Бюджет под большим напряжением. Заграница не поможет. Своих трудностей по горло. Еще вырастет инфляция… Проблемы неприятные, но привычные. Ничего. Справимся. Появилась, правда, еще одна, новая — рост безработицы. Может стать самой тяжелой. Когда плохо банкам, дело ограничивается экономикой. Когда плохо миллионам, к ней присоединяется политика.
Страна у нас очень большая. Граждане малоподвижные. Переезжать не любят. Даже в поисках работы. Приросли к своим поселкам. Садам. Огородам. Родительским могилам. Только стали отходить от тягот 90-х годов. Почувствовали улучшение. Не все, конечно, но многие. А тут опять беда…
Надо бы избежать массовых увольнений. Пока не поздно. Пострадают не только люди. Бизнес тоже. Если разбегутся, потом не соберешь. Варианты? Где можно — переход на неполную рабочую неделю. Выгода тройная. Человек остается в коллективе. Получает возможность подработать. Капиталист сохраняет персонал. Где можно — отправить в отпуск за свой счет. Снабдив какой-то доплатой за преданность компании. Или переместить из цеха в гараж. На склад. Куда угодно.
Приемы, конечно, известные. Но жизнь рождает новые. Не у нас. За границей. В Англии, например, работники довольно крупного предприятия (4 тысячи занятых) обратились к хозяину с предложением. Суть: согласны со снижением зарплаты, только не увольняйте наших товарищей. Случись подобное в Тамбове или Саратове, я бы не удивился. Порадовался. Но оттуда вестей нет. Что ж… Будем учиться у британцев. Как вести себя по-русски.
Надо бы напомнить местным начальникам: положение населения — зона вашей ответственности. Помочь регионам материально. Бюджетными деньгами. А потом объявить возможный исход: снижение безработицы — орден. Резкий рост — свободен. Рубить, кстати, вовсе не обязательно. Просто любой чиновник должен постоянно видеть топор. И твердо знать, что он всегда виноват. Лишь тогда начинает работать по-настоящему.
Власти объявили о повышении пособия по безработице. Почти до 5 тысяч рублей. Верное решение. Но это — максимум. А минимум — около 800 рублей. Даже на запой не хватит. А ведь надо еще
Стоило бы подумать о временной, антикризисной надбавке. Получится и гуманно, и эффективно. Ведь деньги все равно небольшие. Сберегать тут нечего и некому. Стопроцентный спрос. Именно то, в чем остро нуждается наша экономика.
Если все-таки придется менять бюджет, то не стоит резать инфраструктурные проекты. Абсолютно необходимые и, к счастью, трудоемкие. А именно: мосты, дороги, тоннели. Старое, испытанное средство борьбы с безработицей. Всегда приносило успех. Сработает и у нас. Если, конечно, хорошо организовать. Так же платить. И не пускать иностранцев… Объем работ, как видно, изрядный. Настолько, что стоило бы вручить его специальному вице-премьеру.
Мы хорошо подготовились к кризису. Промахнулись лишь в оценке масштабов. Надеялись переждать непогоду на «островке стабильности». Не получилось. Накрыло. Только не надо искать виноватых. Ошиблись все. Даже всемирно признанные экономические авторитеты. Что уж говорить о простых людях… Вечером должны сериал смотреть. С детьми играть. Ходить в паб или в гости. Болеть за «Челси» или «Динамо». А приходится страдать. Инфляция откусывает доходы. Пугают банки. Да еще выгоняют с работы. Всех жалко. Своих — вдвойне. Надо их спасать. Любой ценой. И поскорее. Пока пострадавшие не вышли на улицы.
Александр ЛИВШИЦ