Орлов скончался в ночь на пятницу 5 декабря. Он возглавлял «Возрождение» с самого основания, лишь в мае 2012 г. отошел от оперативного управления, оставшись председателем совета директоров. Предправления с тех пор — Александр Долгополов.
Орлову напрямую принадлежало 32,03% акций «Возрождения», еще 3,41% банка он контролировал через компанию Tamarisk Trading.
Стратегия развития банка останется прежней, а пакетом акций будет распоряжаться семья Орлова, рассказал зампред правления «Возрождения» Андрей Шалимов. Кто из наследников будет управлять пакетом — зависит от содержания завещания и решений семьи, говорит он. Кто возглавит совет директоров банка вместо Орлова, по словам Шалимова, пока даже не обсуждалось.
Сын Орлова Николай, ранее входивший в правление банка, прямо и косвенно контролирует 4,5% акций. Он отвечал за взаимодействие с инвесторами, но в 2008 г. покинул банк (он возглавил совет директоров «КИТ финанс»). Орлов-младший не намерен возвращаться в банк, утверждают два человека, близких к банку и семье Орловых.
Сейчас в «Возрождении» работает дочь Орлова Татьяна: в должности члена правления она курирует маркетинг и коммуникации. Татьяна Орлова заверила, что команда руководителей банка меняться не будет. Николай Орлов, по ее словам, «не планирует возвращаться к операционной деятельности» в банке.
Второй по величине пакет акций «Возрождения» — 19,67% — у давнего партнера Орлова Отара Маргании. С ним связаться не удалось.
«Пакет Дмитрия Львовича переходит во владение семьи, Отар Маргания остается нашим партнером», — подчеркнула Татьяна Орлова.
Финансисты называли Орлова банкиром по призванию. В 1968 г. он пришел работать в отделение Госбанка и сделал фантастическую карьеру даже по советским меркам, дослужившись до начальника Московского областного управления Агропромбанка СССР. На его обломках Орлов в начале 90-х создал «Возрождение» и превратил его из небольшого регионального банка в банк из топ-30 с активами 215 млрд руб. и капиталом 23,6 млрд (на 30 сентября). Получив в 90-х гг. сеть Агропромбанка в Подмосковье, Орлов сделал ставку на ее развитие: она стала основой для розничного бизнеса «Возрождения», а Московская область до сих пор остается опорным регионом банка.
В 1997 г. «Возрождение» разместило ADR сразу на трех зарубежных площадках — чтобы о нем узнали западные аналитики и инвесторы. «В итоге из всех банков, размещавших такие бумаги в конце 90-х, остались только мы», — рассказывал Орлов в интервью «Ведомостям». «Возрождение» стало вторым банком после Сбербанка, разместившим акции на российской бирже.
Несколько лет подряд Орлов вел переговоры о продаже своей доли в банке, но до сделки так и не дошло. Он вежливо поднимал цену, если расходился с покупателем в видении будущего банка, рассказывали двое знакомых Орлова. Для него было принципиально передать банк в надежные руки — он чувствовал большую ответственность перед клиентами и вкладчиками, вспоминает один из собеседников «Ведомостей». Среди потенциальных инвесторов участники рынка называли Владимира Когана, Сулеймана Керимова и подконтрольный РЖД НПФ «Благосостояние» (владел «КИТ финанс», впоследствии объединил его с «Абсолют банком»). Фонд был давним партнером банка и разместил в нем субординированные депозиты на 3 млрд руб., говорили источники, близкие к банку.
На Московской бирже обыкновенные акции «Возрождения» в пятницу подешевели на 0,5%, привилегированные — на 1,08%, индекс ММВБ потерял 3,34%. Инвесторам очень важно понимать, кто заменит Орлова, поскольку многое в работе банка было завязано на его личной харизме и авторитете, говорит инвестбанкир, сотрудничающий с банком: «Для банка это безусловно невосполнимая утрата».
«Семья соберется с духом и примет решение — что делать дальше с активом. И наверняка Маргания будет принимать в этом участие, как основной партнер, ведь от его планов тоже многое зависит, — говорит давний знакомый Орлова. — Не исключено, что они решат возобновить переговоры о продаже банка».
Банкиры скорбят
Белла Златкис, зампред правления Сбербанка: «Дима был великим человеком. В его кабинете можно было одновременно увидеть министров, банкиров, известных ученых. Все они шли к нему каждый день. Он был безусловным авторитетом среди банкиров, да и чиновников. Одним из первых он сделал из советского банка крупный коммерческий банк, который проработал больше 20 лет. Я его очень ценила за мудрость, умение выслушать и подсказать решение, за его великую доброту к людям. Я его просто любила».
Микаил Шишханов, президент Бинбанка: «Уход Дмитрия Львовича — большая утрата для меня лично. Мы познакомились в 1994 г., я только набирался опыта работы в банковской сфере. Но с первой минуты нашего общения я понял, что передо мной человек необычайно мудрый, профессиональный, с отменным чувством юмора. Он всегда относился ко мне с отеческой заботой и вниманием. Особенно ценно это было в трудные моменты. Рядом с ним всегда возникало ощущение надежности и основательности».
Татьяна ВОРОНОВА