Вчера президент Дмитрий Медведев пытался выяснить у экономического блока правительства, почему государственные средства поддержки, вложенные в банковскую систему, до сих пор не доходят до реального сектора. В ответ глава государства узнал о новых мерах правительства, которые, правда, смогут вступить в силу в лучшем случае к концу года.
Еще в понедельник Дмитрий Медведев обсуждал ровно те же проблемы с первым вице-премьером правительства Игорем Шуваловым, который признался, что до сих пор мало что помогает заставить банки нормально кредитовать отечественные предприятия. И на это у банков есть немало причин, главная из которых — обесценивание активов компаний. В итоге предприятия не могут рассчитывать на длинные кредиты. Реакция президента была незамедлительной. Он пообещал провести очередное совещание по экономическим вопросам, на которое вчера помимо Шувалова прибыли глава администрации президента Сергей Нарышкин, помощник президента Аркадий Дворкович, вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина и председатель Центробанка Сергей Игнатьев. «Способность банков выдавать кредиты реальному сектору связана с ресурсами самих банков», — пытался объясниться Алексей Кудрин.
А основу этих ресурсов составляют вклады населения, которое на волне финансового кризиса не только не несет деньги на хранение, а поначалу, наоборот, стремилось изъять свои накопления от греха подальше. «Чтобы создать стабильную базу, ставка процента по вкладам должна быть выше инфляции, чтобы граждане предпочитали вкладывать средства», — подчеркнул глава минфина. Между тем правительство сейчас прорабатывает ряд новых механизмов помощи как непосредственно предприятиям, так и банкам. В частности, речь идет о предоставлении государственных гарантий по кредитам предприятий сроком на
Обсуждаются и другие меры по стабилизации банковской ликвидности. Одним из механизмов может стать выкуп ипотечных кредитов у некоторых банков. А министр экономического развития Эльвира Набиуллина сказала, что правительство добавило еще 6 миллиардов рублей на субсидирование экспорта промышленной продукции. Но в любом случае введение этих мер в действие потребует некоторых законодательных изменений. В первую очередь, в Бюджетный кодекс. Поэтому раньше конца года применить механизмы на практике едва ли получится. Вопрос с банковской ликвидностью назрел не просто так. За первые месяцы кризиса в стране наблюдался существенный отток вкладов. Сейчас, если верить главе Центробанка, ситуация меняется. «В ноябре в целом по банковской системе оттока вкладов нет, есть даже некоторый приток, — доложил он. — Рассчитываем, что в декабре этот приток усилится». К тому же ряд ведущих банков уже получили обещанные субординированные кредиты. «Ситуация с оттоком свидетельствует о том, что доверие к банкам восстанавливается», — сделал вывод Дмитрий Медведев. Но вместе с тем посоветовал активизировать работу по субординированным кредитам и, может быть, подумать над тем, чтобы выдавать такие кредиты конкретным предприятиям. О поддержке конкретных компаний в последнее время часто говорят на разных уровнях — государственном, банковском и в самом реальном секторе. «Без адресной поддержки нам не обойтись», — заключил вчера президент.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о такой поддержке двух отраслей: авиаперевозок и сельского хозяйства. Как известно, в гражданской авиации случился серьезный кризис, который привел к банкротству ряда авиакомпаний. Одной из причин стали высокие цены на авиатопливо и накопившиеся в связи с этим долги. «По линии Федеральной антимонопольной службы приняты решения ограничить диктат компаний, устанавливающих монопольные цены на топливо», — сообщил Шувалов.
Кроме того, сегодня правительство прорабатывает схему кредитования авиакомпаний для покупки авиакеросина. «Будут предоставлены кредитные ресурсы крупнейшим перевозчикам в размере до 30 миллиардов рублей, — подчеркнул первый вице-премьер. — Финансирование будет предоставлено «Аэрофлоту», «Трансаэро» и новой авиационной компании под эгидой «Ростехнологий». По другим авиакомпаниям вопрос пока что остается открытым. Что касается сельхозпроизводителей, которые обеспокоены тем, что кредиты сегодня подорожали, то, по словам Шувалова, правительство выделило 7 миллиардов рублей на субсидирование процентных ставок для агропромышленного комплекса.
— Несмотря на трудности, мы должны не просто сохранить темпы роста в развитии приоритетных программ, но и, где это возможно, увеличить их, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Мы должны в следующем году получить новые, более высокие результаты в осуществлении важнейших социальных программ.
Пара наставлений нашлась и для главы минэкономразвития, которая рассказала о перспективах роста экономики и уровня инфляции по итогам года. Эльвира Набиуллина ожидает, что рост ВВП в конце года составит 6,8 процента, а инфляция — 13,5 процента. Глава государства потребовал внимательнее относиться к макроэкономическим показателям. «Это не абстрактные понятия, — заметил он. — Это важная составляющая жизни людей. Нужно стараться ее уменьшить — шансы для этого достаточно неплохие есть».
Владимир КУЗЬМИН