Стимулирование покупателей не помогло иностранным автоконцернам избежать спада продаж в России. В ноябре он составил почти 20%.
За ноябрь в России были проданы 136 554 новые иномарки — на 19% меньше, чем в октябре, и на 15% меньше, чем в ноябре 2007 г., подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). И это несмотря на предлагаемые практически всеми автоконцернами и дилерами скидки и подарки для покупателей. Хуже было только в 1998 г., когда продажи иномарок сократились в 3 раза, вспоминают участники рынка. После этого продажи только росли, за исключением традиционных снижений января к декабрю и застоя в летние месяцы.
Перелом произошел в октябре, когда россияне купили на 6% меньше иномарок, чем месяцем ранее. В ноябре падение ускорилось.
Сергей Лимонников, гендиректор одного из крупнейших нижегородских автомобильных холдингов — «Нижегородца» (официальный дилер Land Rover, Jaguar, Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Sens), зафиксировал в своей компании 30%-ное падение продаж в ноябре по сравнению с октябрем, что он связывает прежде всего со снижением доли автокредитов — с 45% в сентябре до 15% в ноябре.
По сравнению с ноябрем прошлого года, по данным АЕБ, упали продажи девяти из 10 самых популярных иномарок. Исключение — японская Toyota (+23%). Однако по сравнению с октябрем ее продажи снизились на 24%. Улучшила результат по сравнению с октябрем лишь Nissan (+4%, 7218 машин). Правда, это почти на треть меньше, чем в ноябре 2007 г.
Представители автоконцернов и дилеры объясняют происходящее экономическим кризисом: снижением объемов автокредитования, увольнениями в крупных компаниях и общей неуверенностью покупателей в будущем.
Самое драматичное падение в первой десятке продемонстрировала Mitsubishi (-42% к октябрю и −51% к ноябрю-2007). В конце октября ее дистрибутор — «Рольф-импорт» отменил действие 7%-ной скидки на автомобили.
Не намного лучше шли дела у Uz-Daewoo: продажи ее автомобилей в ноябре упали на 43% к октябрю и на 50% по сравнению с ноябрем прошлого года. Получить комментарии у дистрибутора марки — компании «Уздэуавто-Саратов» не удалось.
Несколько марок, входящих во второй десяток по продажам, сумели в ноябре добиться высоких продаж: Peugeot продала на 92% больше автомобилей, чем в ноябре-2007, Honda — на 67%, а Skoda — на 66%.
Успех Peugeot связан с бурным ростом дилерской сети марки в течение всего года, спецпрограммами банка Peugeot Finance на 207-ю и 308-ю модели — кредит «под 0%», объясняет Евгений Подольский, коммерческий директор дилера Peugeot — «Авес». Honda помог отложенный спрос — на некоторые модификации Honda Civic еще были очереди, а Skoda в начале года снизила цены на популярные Octavia и Octavia Tour на 6—7%.
С начала года продано 1,91 млн иномарок — на 31% больше, чем за январь — ноябрь 2007 г.: помог ажиотажный спрос на машины в начале года.
Падение продаж спутало дилерам все карты: многие не согласовали планы продаж не следующий год.
«Динамика продаж отрицательная, планов на следующий год нет», — признается замдиректора тольяттинского автоцентра «Имола» (дилер Jeep, Dodge, Cadillac). Гендиректор петербургской дилерской группы «Олимп» Евгений Войтенков (Mercedes, Chrysler, Jeep) впервые за много лет к декабрю не согласовал с представительством Daimler план: производитель ждет роста продаж на 25%, а, по мнению дилера, роста не будет.
В декабре заметно оживление спроса, уверяет Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров. Потребители знают о повышении цен на многие марки в январе, что подталкивает к покупке, считает Лимонников из «Нижегородца». Но он полагает, что в 2009 г. продажи сократятся. Оптимистичный сценарий предполагает их сохранение на уровне 2008 г., а самый пессимистичный — падение на 30%, заключает Гулин.
Худший результат показывают бренды из третьего десятка: китайские Chery (-81%) и Great Wall (-61%), Cadillac (-64%), Porsсhe (-58%) и др. «Мы подвержены спаду, как и все остальные», — говорит представитель «Порше руссланд» Оксана Хартонюк. В декабре, по ее словам, Porsche наблюдает оживление в своих салонах и ожидает, что в декабре продажи будут на прошлогоднем уровне: «покупают подарки, несмотря ни на что».
Новые пошлины
В пятницу Владимир Путин подписал постановление правительства о повышении ввозных таможенных пошлин на автомобили. Оно вступит в силу через месяц со дня публикации. На автомобили до 3 лет пошлины устанавливаются в размере 30% или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, от 3 до 5 лет — 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше 5 лет — от 2,5 до 5,8 евро.
Анфиса ВОРОНИНА, Елена ВИНОГРАДОВА