Обычно рождественские распродажи стартуют в столице в январе, однако в этом году большинство магазинов украсили свои витрины заманчивым «скидки» уже сейчас. При этом, как шутят в блогах опытные шопоголики, кризис оказал благотворное влияние на торговцев. Если раньше московские «сейлы» были скорее фиктивными, в этом сезоне продавцы соблазняют покупателей действительно щедрыми акциями. Самое большое снижение цен замечено на компьютеры, фототехнику и обувь — в среднем до 50%. Одежда подешевела на 20—30%. Однако эксперты утверждают, что это не предел. Поскольку клиенты на предложение реагируют вяло, цены продолжат свое падение.
Знакомый недавно озаботился покупкой зеркального фотоаппарата. И был приятно удивлен.
— Я в октябре обошел несколько салонов, приценивался к Canon 450D, — делится он опытом. — Даже в интернет-магазинах меньше чем за 20 тысяч не отдавали. А сегодня можно найти предложения за 14—16 тысяч да еще в подарок карту памяти дают. Может, в январе, на рождественской распроодаже, цены еще упадут?
— Клиентов мало, — пожаловались «Известиям» в одном из салонов компьютерной техники. — Вот и объявляем распродажи. Плюс бонусы: мышь в подарок или бесплатный интернет-трафик на месяц.
В одном из интернет-магазинов, торгующем кухонной техникой, в качестве новогоднего бонуса предлагают посудомоечную машину. Для этого клиенту нужно купить три вида «встройки». Например, вытяжку, варочную панель и духовку.
Активную битву за покупателей ведут обувные салоны. В среднем скидки составляют до 50%, в отдельных местах цены сбрасывают до 70%. Осенние туфли идут за 700—900 рублей. Зимние сапоги китайского производства (с итальянским лейблом на подошве) можно купить до 1000. А вот салоны одежды пока не торопятся массово демпинговать. В выходные в «народном» комплексе «Мега» максимальные скидки на некоторые модели платьев, юбок и брюк достигали 20—30%. Но, несмотря на это, товар не впечатлял.
Необычное предложение мы обнаружили у одного из поставщиков бутилированной воды. Если заказ сделать в течение декабря, минералку клиенту на дом доставит лично Дед Мороз. Плюс 19-литровую бутыль в подарок. В принципе, если рассчитать время, родителям можно «сэкономить» на вызове Дедушки к отпрыскам.
Магазины теряют покупателей, арендаторы — торговцев
В наступающем году число торговых точек в столице — в первую очередь непродовольственных — может заметно сократиться. В условиях оттока покупателей московские арендные ставки (по рейтингам одни из самых дорогих в мире) для их владельцев стали разорительными.
— Мы сегодня убеждаем владельцев торговых площадей снизить арендные ставки. Ведь если мы уйдем, на наше место в теперешних условиях вряд ли
И если сейчас торговцы еще рассчитывают на декабрьский покупательский бум, то в январе продажи точно упадут, и те, кто не договорится с арендаторами, уйдут с рынка. Так, сеть магазинов подарков «Красный куб» уже объявила о возможном закрытии порядка 80 своих торговых точек, а это почти треть от всех.
В октябре-ноябре аптечная сеть «Первая помощь» уже сократила в Москве 22 аптеки из 50.
— Мы замораживаем планировавшиеся открытия магазинов в 2009 году, но закрывать имеющиеся в ближайшее время не планируем, ведем переговоры с арендодателями о снижении ставок, — рассказала «Известиям» Людмила Ермолаева из сети «Мир кожи и меха». — А с 1 декабря объявили распродажу до 70%, в том числе на аксессуары.
При этом сеть рекламирует и «индивидуальные скидки», о которых можно спрашивать у продавцов. Речь, очевидно, идет о возможности устно торговаться насчет некоторых шуб «до конца», как на рынке.
Остальные также пытаются выжить с помощью распродаж. Автосалоны, например, получили от АвтоВАЗа санкцию продавать до 31 декабря «Ладу Калину» со скидкой в 15 000 рублей. «Опель» не постеснялся рекламного лозунга «Ура! Кризис» и снизил цены на 24 000 рублей (за модель «Комбо») и на 95 000 рублей (за «Антару»), тоже до 31 декабря. Также (вместо скидки) покупателям предлагают бесплатную страховку «Каско+».
В свою очередь, Российский совет торговых центров (РСТЦ) разместил на своем сайте обращение к владельцам торгово-развлекательных центров, в котором призывает их держать арендные ставки до последнего. По мнению авторов письма, ритейлерам надо использовать внутренние резервы, в частности модернизировать форматы, вплоть до смены брендов, и обратиться к государству с просьбой о снижении таможенных пошлин на поставляемые коллекции, а не решать свои проблемы за счет арендаторов. К чему приведет такая негибкая политика, станет ясно уже очень скоро.
«Сейчас не время для роскоши»
«Мегафон» во вторник начал продажи «антикризисного мобильника» под собственной маркой за 999 рублей. К нему прилагается сим-карта и 30 рублей на счете.
— Сейчас не время для роскоши, многие пересматривают семейный бюджет, — говорит Роман Проколов, советник гендиректора «Мегафон-Москва». — Так что это вариант для старших членов семьи или начинающих пользователей — детей 5—7 лет.
МТС ввела бонус для уволенных или попавших под сокращение соцпакета.
— Такой абонент переоформляет телефон на себя лично, но продолжает платить по оптовым, корпоративным расценкам своей компании, — рассказывает пресс-секретарь Ирина Осадчая. — Они процентов на 30 ниже обычных.
МГТС объявила, что до 15 января продает Wi-Fi-модем (беспроводной выход в интернет) за 24,64 рубля вместо 2464. Правда, эта 99%-ная скидка доступна только при подключении на самый дорогой интернет-тариф МГТС (444 руб./месяц при скорости до 3,8 Мб/сек).
Наталья ГРАНИНА