Уволенным с предприятий и оставшимся не у дел гражданам пока что рано радоваться. Несмотря на то что правительство устами премьер-министра Владимира Путина пообещало взять на себя обязательства по ипотечным долгам безработных, такая поблажка коснется далеко не всех.
Как известно, последствия мирового финансового кризиса у нас в стране привели к большому числу сокращений и к общему падению уровня доходов населения. В то же время некоторые банки стали принимать в одностороннем порядке решение об увеличении процентов по уже предоставленным кредитам, а месячные выплаты по ипотечным кредитам, взятым в долларах, значительно выросли
В минувшую пятницу глава правительства предложил банкирам реструктуризировать ипотечные платежи на будущий год, чтобы не допустить краха системы ипотечного кредитования. Для этих целей Агентство по ипотечному жилищному кредитованию получит 200 млрд рублей. Таким образом, заемщики фактически получат годовую отсрочку выплат как по «телу» кредита, так и по процентам. А банки, избежав кризиса неплатежей, смогут сохранить себе существование. Кроме того, для тех же целей с 1 января будущего года правительство разрешило использовать так называемый материнский капитал на погашение долгов по ипотеке.
Правительство приняло решение о предоставлении в 2009 г. отсрочки платежей по ипотечным кредитам для заемщиков, оставшихся
Однако радужную картину грядущего безбедного существования в тот же день омрачил глава Минфина РФ Алексей Кудрин, заявив, что отсрочка по выплате ипотечного долга для заемщика не будет бесплатной. Дегтя в бочку меда чуть позже добавили и независимые эксперты. Они считают меры правительства по спасению ипотечной системы актуальными, но в то же время опасаются того, что разработка необходимых документов затянется. Не успокаивает финансовых экспертов и обещание главы Сбербанка Германа Грефа разработать механизм реструктуризации долгов уже к концу этого года.
При детальном рассмотрении на первый план выходит еще одна, более серьезная проблема. Отсутствие работы и снижение уровня доходов набравшим кредитов гражданам нужно будет доказать документально. Предварительный перечень необходимых документов включает выписку из трудовой книжки, заверенную бывшим работодателем, справку 2 НДФЛ, документ о постановке на биржу труда, выписку из единого государственного реестра о том, что квартира, купленная по ипотеке, является единственным жильем заемщика, договор ипотеки, копию паспорта.
Но дело в том, что многие заемщики получали кредит под серую зарплату, предоставляя справку о доходах «по форме банка». Таким плательщикам предприятие вряд ли выдаст справку для предоставления в госорганы о том, что их серый доход сократился, да еще и с обоснованием причин. Попадание такой справки в налоговую инспекцию или прокуратуру грозит предприятию как минимум затяжными проверками и требованиями доплатить скрытые налоги, а то и полноценным уголовным преследованием. Отказаться выдавать справку с указанием причин снижения зарплаты могут и предприятия с белой бухгалтерией. Ведь если работник посчитает указанную причину необоснованной, то такая справка станет поводом для подачи в суд на предприятие.
Препятствием в получении помощи для погашения кредита может стать и наличие у человека альтернативного источника доходов. Как рассказала директор департамента коммуникаций АИЖК Анна Ярцева «Коммерсанту», если справка из налоговой инспекции покажет, что у уволенного заемщика остается легальный дополнительный источник дохода, то это вовсе не означает, что агентство ему откажет. «Но лимит выдачи средств может быть скорректирован», — добавляет она. Изначально лимит будет определяться исходя из среднего ежемесячного платежа, рассчитанного АИЖК, то есть 10—15 тыс. рублей.
По оценкам руководителя департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, объем ипотеки в России на сегодняшний день составляет примерно 1 трлн рублей. Поэтому, по словам специалиста, банкам невыгодно разорять своих заемщиков, тем более что это приведет к еще большему падению цен на рынке недвижимости. Вместе с тем действия российских властей показывают, что они в большей степени озабочены не судьбой рядовых граждан-заемщиков, а сохранением кредитных учреждений, считает Николаев.
Андрей ФИЛАТОВ