Вчера участники совещания министров финансов стран ЕврАзЭС договорились об использовании национальных валют в расчетах между странами сообщества. Не исключено также, что их начнут использовать для формирования международных резервов, наряду с долларом, евро и фунтом стерлингов. Но форсировать эти процессы не следует, заметил вице-премьер Алексей Кудрин.
Механизм планируется разработать в течение следующего года. Но примеры их использования уже есть. Как пояснил Кудрин, такие расчеты уже применяются по ряду сделок между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном. Однако есть и такие нацвалюты, которые еще должны пройти реформирование, чтобы стать свободно конвертируемыми. Но форсировать эти процессы не следует, предупреждает вице-премьер. Министры финансов также договорились и о координации действий по поддержке внутреннего рынка продовольствия и других товаров от негативных последствий финансового кризиса, включая финансовую поддержку стран с низким уровнем доходов.
Есть, правда, и хорошие новости, решил уйти от «грустной темы» российский министр финансов. «Статистика говорит о замедлении оттока капитала», — сказал он. Однако точные цифры Кудрин озвучить не решился. И лишь добавил, что российский Центробанк проводит правильную политику, повышая ставку рефинансирования, что не просто позволит еще больше сократить отток капитала, но и привлечь инвесторов на российский рынок. Исходя из этого, сказал он, «участники совещания пришли к выводу, что в странах ЕврАзЭС ставки должны быть выше инфляции, чтобы оказаться в положительной зоне».
Однако внутри сообщества, считает Кудрин, помимо ставки рефинансирования больше внимания следует уделять девальвации нацвалют. Пример Украины показывает, сказал он, что курс гривны с начала кризиса упал более чем на 50 процентов, что привело страну к отрицательному балансу в торговле между Россией и Украиной.
Финансовые последствия для Киева оказались довольно тяжелыми — увеличение более чем в два раза государственного внешнего долга страны. Из этого, говорят эксперты, следует сделать вывод, что и другим участникам ЕврАзЭС, возможно, придется решать вопрос, что делать с их национальными валютами.
Однако в Международном валютном фонде в девальвации ничего страшного не видят. По мнению миссии МВФ, которая вчера закончила работу в России, лучшим способом защиты реального сектора в нашей стране станет как раз девальвация рубля, сообщил корреспонденту «РГ» источник в фонде. Это позволит повысить конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке. А что касается внешнего долга, то у России он небольшой, чуть больше 40 миллиардов долларов. Тем временем российские эксперты напоминают, что девальвация — это источник роста инфляции. А эта проблема для России сейчас стоит наиболее остро.
Татьяна КОНИЩЕВА