Конец недели получился у премьер-министра Владимира Путина очень напряженным и насыщенным важными решениями: поездка в Набережные Челны принесла неожиданные и весьма радикальные меры поддержки российского автопрома, совещание по экономическим вопросам закрепило намерения государства помогать не только бизнесу, но и гражданам.
В субботу премьер-министр принимал у себя двух замов — первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Александра Жукова. «Мы выработали целый пакет мер поддержки реального сектора и будем дальше его дорабатывать», — напомнил Владимир Путин, но не менее важен и другой — социальный — аспект: «Нам нужно ясно и четко представлять себе, как отражаются кризисные явления в мировой и нашей экономике на социальной сфере, и выработать эффективные меры оперативного, быстрого реагирования на эти события в социальной сфере с тем, чтобы оказать поддержку тем нашим гражданам, которые в ней нуждаются».
Два зама рассказали, как идет работа, пока организационная, антикризисной правительственной комиссии. Отчитались буквально по дням. По понедельникам решили проводить социальный мониторинг, по вторникам проводить заседания: обсуждать социальные вопросы, конкретную адресную помощь предприятиям и «заниматься экономическими вопросами», сообщил
Но и предприятия без помощи не оставят, государство готово снять с них часть излишней социальной нагрузки: «Некоторые наши крупные предприятия до сих пор испытывают нагрузку, несвойственную напрямую их бизнес-деятельности. Эта нагрузка в современных условиях, в условиях кризиса может быть опасной для предприятий», — сказал
Глава правительства вновь высказал идею организации общественных работ: «Имею в виду и ремонт общественных зданий, и сферу здравоохранения, и сферу образования».
Что государство действительно готово тратить деньги на благо бизнеса и граждан, премьер-министр еще раз демонстрировал в пятницу в Набережных Челнах, где во время посещения КамАЗа пообещал людям помочь расплатиться с автокредитами и оплатить доставку машин на Дальний Восток за государственный счет.
Первоначально планировалось, что в пятницу премьер посетит другой автоград — Тольятти, но затем визит решили перенести в Татарстан. На «АвтоВАЗе» премьера тем не менее все равно ждали. Настроения среди рабочих волжского автогиганта самые мрачные, конвейер останавливают до 2 февраля, а затем еще, возможно, и в марте.
На КамАЗе же конвейер уже второй месяц работает три дня в неделю, а в пятницу его не стали запускать даже ради визита премьера. Всех рабочих отправили в частично оплачиваемый отпуск, пока до 19 января. Смотреть на пустые цехи
В результате президиум совещания по развитию автомобильной промышленности (именно так было написано за спиной премьера, хотя правильнее было бы — по спасению) выглядел следующим образом: в центре Владимир Путин, прямо рядом с ним по бокам двое рабочих — токарь 6-го разряда и слесарь аналогичного уровня (откуда взялся второй рабочий и кто из них был кем по специальности, журналистам достоверно установить не удалось), а уж затем вице-премьер Игорь Сечин, глава Минпромторга Виктор Христенко, президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Открыл заседание то ли токарь, то ли слесарь: «Некоторая обеспокоенность в связи с этим кризисом у нас есть, но это ведь не только у нас, кризис, конечно, во всем мире. Ну преодолеть-то мы его преодолеем, вопрос только — насколько он может продлиться?»
На сроках премьер заострять внимание не стал, а подробно рассказал о мерах по поддержке как производителей, так и потребителей отечественного автопрома. Предлагаемые инструменты оказались поистине революционными: государство не просто готово предоставить гарантии или заемные средства, но напрямую покрыть расходы частных компаний и физических лиц.
Начал Владимир Путин с менее кардинальных мер. Впрочем, эти меры уже давно будоражили умы некоторых патриотически настроенных чиновников, все остальные считали их расхожей шуткой. Но премьер решил, что в каждой шутке должна быть доля правды, и сообщил о намерении государства обновить автомобильный парк за счет отечественной и псевдоотечественной (то есть иномарок, собранных в России) техники: «Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать государственные средства на приобретение импортных машин (имеется в виду прямой импорт. — Ред.)».
Большие надежды премьер-министр возложил на систему государственных закупок. «Нужно провести конкурсные торги как можно скорее, и уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки», — потребовал
Местному самоуправлению тоже помогут выехать из кризиса на новых авто. «…Оснастить новыми машинами общественный транспорт, коммунальное хозяйство, медицинские службы, образовательные учреждения и все, что востребовано муниципальными органами управления», — как постановление Совнаркома, зачитывал Путин списки попавших под всеобщую автомобилизацию.
На финансирование программы обновления парка муниципального транспорта федеральный бюджет в 2009 году выделит дополнительно 20 млрд руб., еще 10 млрд должно поступить в виде софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов.
Премьер напомнил и об увеличении на 25 млрд руб. уставного капитала «Росагролизинга», из которых 5 млрд руб. пойдет на закупку автомобильной техники для сельхозпроизводителей. В целом же государство откроет кредитные линии в объеме до 43 млрд руб. лизинговым компаниям — на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования Центробанка. «Кстати, использовать лизинговые схемы могли бы и органы государственной власти — это позволит закупить больше машин, затратив в текущем году сравнительно небольшие бюджетные средства. Нужно оперативно внести соответствующие изменения в законодательство, и это будет сделано», — добавил премьер.
От государственного
Но самое приятное для простых граждан еще только начиналось. «Важнейшая задача — восстановить потребительскую активность населения, — обозначил задачу премьер-министр. — Нужно людей поддержать». Для этого государство в 2009 году будет субсидировать процентные ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним автокредитам на приобретение машин стоимостью до 350 тыс. рублей.
А на следующих словах жители Дальнего Востока должны были просто встать у телевизоров и зааплодировать (благо трансляция совещания шла на канале «Вести»): «Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части Российской Федерации, в Дальневосточный регион. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из государственного бюджета». По оценке
Но развернутая премьером картина светлого будущего автопрома не успокоила присутствовавших на совещании глав крупнейших автопроизводителей. Да еще и министр промышленности и торговли Виктор Христенко озвучил «оптимистический» прогноз по падению автомобильной промышленности в будущем году: минимум 28% — сокращение продаж легковых автомобилей по сравнению с 2008 годом и более чем двукратный провал в секторе грузового и коммерческого транспорта.
Не слишком вдохновило автомагнатов и выступление замминистра экономического развития Андрея Клепача, который посоветовал компаниям использовать кризис, чтобы стать более конкурентоспособными — «иначе и к 2010 году ничего не наладится». Впрочем, чиновник подсластил пилюлю, обратив внимание премьер-министра на нетарифные меры регулирования импорта: нужно более ответственно относиться к сертификации автомобильной продукции. К сожалению, китайские автопроизводители, активно действующие на российском рынке, поставляют не всегда качественную продукцию.
На этом месте отечественные руководители автопрома согласно покивали, а затем выставили очередные претензии к государству. Глава КамАЗа Сергей Когогин пожаловался на затянутые сроки реализации любых государственных решений: и по госгарантиям, и по возмещению НДС. «Мы занимаем 80% российского рынка грузовых автомобилей, а все это только на личной поддержке президента страны, — неожиданно расчувствовался гендиректор. — А если я
Но «не так повернулся» на этом заседании глава «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Он просто не сумел сдержать эмоции, когда начал говорить о помощи государства, которую, несмотря на все обещания, приходится «выбивать» по кабинетам чиновников. Почти что перейдя на фальцет, солидный человек жаловался, что долгожданные деньги придут слишком поздно, а вместо этого ему говорят про какие-то облигации. «Извините», — выдавил под конец
Премьер демарш
«Владимир Владимирович, у меня не получается», — совсем уже жалобно заговорил
Зато по завершении совещания все его участники были уверены: автопром не сдадут. Поможет ли это улучшить качество российских машин — другой вопрос.
Юлия МИРОНОВА