Конец уходящего года вернул россиянам пессимизм. Согласно исследованию компании Profi Online Research, удачным он стал лишь для 10% опрошенных против 25% в 2007 году. Кризис заставил обывателей отложить покупки квартир с машинами и задуматься о духовном. Поскольку денег нет или тратить их страшно, почти половина граждан хочет стать лучше и сделать
После праздника живота на заемные деньги, которому вся страна предавалась в 2007 году, потребительская Россия загрустила. Каждый десятый гражданин, опрошенный Profi Online Research по теме «Что несет нам новый, 2009 год», отметил, что год уходящий оказался для него неудачным.
Покупка недвижимости, машин, поездки за границу для многих отодвинулись на неопределенное время. По прогнозам компании Profi Online Research, путешествия в этом году сократятся почти вдвое. Если в прошлом году только 7% хотели «начать все сначала», то теперь строить свою жизнь заново планируют 12%, а 3% вообще пока отказываются что-либо планировать. В прошлом году практически никто не указывал на отсутствие плана на следующий год.
Еще осенью люди не осознавали реальности и глубины кризиса, который по телевизору называли исключительно мировым и финансовым. Так, по октябрьским данным опроса компании «Башкирова и партнеры», больше половины респондентов (52%) считали, что кризис их совсем не затронул, о серьезных потерях рассказывали 7,9%. Тогда же 62% респондентов ВЦИОМ заявили, что среди их знакомых и близких нет потерявших работу.
Когда все убедились, что кризис в Россию пришел и обосновался надолго, пропагандисты заговорили о «возможностях», которые он дает. Ну когда бы вы еще выскочили из беличьего колеса, а тут можно остановиться и подумать о вечном. Или заняться здоровьем. Или приобрести еще одну профессию. И хотя все это актуально лишь на сытый желудок, чего никто не гарантирует, антикризисные мантры подействовали. «Мечты людей стали более неопределенными и перешли […] в категорию чего-то абстрактного, — говорится в исследовании Profi Online Research. — Среди своих планов россияне называют нематериальные вещи: мир во всем мире, любовь, сотворение чего-то доброго и ценного для окружающих».
Однако в следующем году очень многим россиянам придется задумываться не о вечном, а о выживании, предупреждает директор Центра социальной политики Евгений Гонтмахер: «Им придется думать о том, как удовлетворить базисные потребности».
Татьяна ФРОЛОВСКАЯ