Россия встречает новый год на ватных ногах — стоимость нефти в конце декабря опустилась до рекордно низких отметок. Цена на нашу Urals то незначительно падает, то растет, но в целом колеблется вокруг отметки $35. Да ведь такое уже было в 2005 году — и ничего, пережили без особых потерь! Так рассуждают некоторые экономисты, и спорить с ними сложно. Вот только дешевая нефть тогда и сейчас — разные вещи. За последние три года сырьевые сверхприбыли приучили нас жить широко, и теперь $35 за баррель для удовлетворения всех наших бюджетных потребностей уже слишком мало.
Красиво жить не запретишь…
На первый взгляд 2005 год и конец 2008-го очень похожи. Баррель нефти — в районе $35, курс доллара — около 29 рублей. Так почему же тогда эти показатели не заставляли нас хвататься за голову (спросите себя: вас терзала тревога три года назад?), а сейчас ситуацию уже называют критической, и министр финансов Алексей Кудрин пророчит серьезные проблемы для экономики страны?
Объяснение есть. Проанализируем, как изменилось соотношение бюджетных доходов и расходов. За последние годы обе эти статьи увеличились в 3 раза. Конечно, происходило это постепенно, сбалансированно, но факт остается фактом. Мы привыкли к тому, что можем себе позволить буквально все.
Условно в 2005 году вы получали зарплату 10 тысяч рублей. Неплохие деньги — на все в целом хватало. Потом ваши доходы резко пошли вверх, и вот вы уже получаете 30 тысяч в месяц. Что вы делаете? Правильно — быстро привыкаете к красивой жизни: раз в полгода меняете мобильник, к каждому сезону покупаете по три пары обуви, два раза в год ездите на курорт и так далее. Но вдруг ваша получка стремительно падает до все тех же 10 тысяч. Возвращаться в 2005 год, конечно, очень болезненно и неприятно — но что делать? Вот вы и перестраиваетесь на старые рельсы: никаких лишних покупок и трат, живы-сыты-одеты — и хорошо. Примерно то же самое происходит сейчас в масштабах страны. Разница лишь в том, что человек в состоянии отказаться от новых стандартов жизни и затянуть пояс, а государство, взявшее на себя повышенные денежные и социальные обязательства, так же легко забыть о них не может.
Проблема в том, что за то время, когда цены на углеводородное сырье били все мыслимые и немыслимые рекорды, мы начали наивно полагать, что эпоха дорогой нефти будет длиться вечно. Нет, мы, разумеется, откладывали на «черный день» и сумели накопить кое-какую «заначку». (На 1 декабря 2008 года объем Резервного фонда составлял $132,63 млрд, объем Фонда национального благосостояния — $76,38 млрд.) Но государство все равно по полной воспользовалось шансом «красиво пожить», запустив массу весьма дорогостоящих и долгосрочных проектов.
…но жизнь заставит экономить
Пожалуй, одной из самых крупных и, что принципиально важно, необратимой статьей дополнительных расходов стало финансирование социальных программ. Эти расходы бюджета растут с каждым годом. Только в 2008 году на «социалку» правительство выделило 940 млрд рублей. Это 2,7% ВВП, или 14,4% всех расходов федерального бюджета. По предварительным оценкам, в 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом. Именно за счет этих денег и будут увеличивать пенсии, всевозможные пособия и зарплаты бюджетникам.
Не будут сокращать расходы и на нацпроекты и федеральные целевые программы (в бюджете на следующий год на их финансирование заложено свыше 1 трлн рублей). Сколько бы ни стоила нефть, сворачивать реализацию этих проектов никто не станет. Для чиновников это все равно что расписаться в своей профнепригодности, мол: «народ, живи как хочешь, денег нет». Не случайно в последнее время в Белом доме, как мантру, повторяют, что все социальные программы будут финансироваться в полном объеме, несмотря ни на что.
Инвестпроекты тоже хорошенько оттягивают государственный карман. В свое время появились планы развивать Нижнее Приангарье, строить «Шереметьево-3» и нефтеналивной терминал в Усть-Луге, возводить мосты во Владивостоке по случаю саммита АТЭС и отстраивать к Олимпийским играм 2014 года новый город Сочи. Да что там — каждый город и худо-бедно стоящий на ногах регион постарались затеять свое многомиллиардное строительство! В Санкт-Петербурге делают свою кольцевую дорогу, в Москве отстраивают Ленинградку. Пока нефть была дорогой, мы могли позволить себе финансировать любую «стройку века». А сейчас чиновники потихоньку думают, где сэкономить, как удешевить проекты и от чего в первую очередь отказаться. Не так давно вице-премьер Дмитрий Козак как раз докладывал премьеру, что после долгих перерасчетов олимпийская стройка подешевела в полтора раза.
Одним словом, в эпоху дорогой нефти мы развернулись по полной. Финансовый кризис, как и падение нефтяных доходов, в наши планы не входил, но скидку на него сделать пришлось. И немалую — почти 5 трлн рублей. Именно столько денег в конечном итоге бросили власти на антикризисные мероприятия.
А что в бюджете на будущий год? А в нем ожидаемая цена на нефть — $90 за баррель. На днях вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин произвел все нужные вычисления и ясно увидел, что $35 — катастрофически мало. В будущем году дефицит бюджета страны может достичь 1,5—2,5 трлн рублей. Чтобы свести концы с концами, придется тратить Резервный фонд, а он у нас далеко не бездонный. К сожалению.
Анастасия САВИНЫХ