К концу этого года Росбанк намерен создать сопоставимую по размеру со Сбербанком сеть. Речь идет о банкоматах. Росбанк предлагает объединить эти устройства в единую сеть другим банкам.
Росбанк намерен создать общенациональную сеть банкоматов, за год она должна стать сопоставимой по масштабам с сетью Сбербанка, рассказал предправления Росбанка Владимир Голубков. Проект был начат осенью 2008 г., когда Росбанк объединил свою сеть из более чем 1500 банкоматов с сетью «Юниаструм банка», насчитывавшей 670 устройств. В них для карт обоих банков была установлена единая комиссия за снятие наличных в 0,5% — в несколько раз ниже общепринятых тарифов для «чужих» карт. С тех пор к проекту присоединился также Московский банк реконструкции и развития, у которого, по словам старшего вице-президента банка Альберта Звездочкина, «без малого 500 банкоматов».
«Мы можем обмениваться транзакциями внутри соглашения, не задействуя процессинг международных платежных систем, т. е. мы однозначно экономим и можем предлагать льготные условия клиентам», — говорит президент «Юниаструм банка» Гагик Закарян. Оператором проекта, по словам Звездочкина, выступает принадлежащая Росбанку Объединенная платежная система. По словам Голубкова, сейчас готовится еще несколько подобных соглашений, в результате которых количество банкоматов в общей сети планируется довести к концу 2009 г. до 10 000. У Сбербанка, по информации Голубкова, 15 000 банкоматов. На сайте самого Сбербанка приведена информация о 12 000 устройств. А по замыслу Голубкова сам Росбанк в этом году установит около 1000 банкоматов, почти треть из которых — с функцией приема наличных.
Широкая банкоматная сеть необходима для того, чтобы конкурировать со Сбербанком на рынке зарплатных проектов для мелких компаний, объясняет Голубков. Он говорит, что предполагается единый тариф для участников проекта. И комиссия. «Комиссия должна быть, потому что есть себестоимость, но она должна быть разумной. Хотя рынок искажен — дело дошло до бесплатной фактически инкассации, отчего мало кто хочет этот бизнес развивать. Люди всеми силами привлекают деньги в банк, это из бизнеса превращается в некий сервис, а это всегда опасно, потому что качество снижается», — досадует Голубков (см. врез).
«Проект хороший, но вряд ли стоит рассчитывать на реальную конкуренцию, — считает советник предправления Русского банка развития Игорь Дуда. — Такая схема не нова, но, как показывает практика, клиент редко помнит, членом каких альянсов является его банк, и всегда предпочитает «свои» банкоматы».
Еще одной проблемой может стать обеспечение постоянства сервиса, предупреждает он. «Сбербанк в отличие от Росбанка владеет своей сетью, а здесь же банки как объединились, так могут и разойтись», — продолжает Дуда. Участие в этой программе «оправданно в среднесрочной перспективе», потом «надо будет смотреть на развитие рынка», осторожен в перспективах проекта Звездочкин.
Росбанк — один из крупнейших банков в России после Сбербанка по размеру филиальной сети и объему розничного бизнеса. Однако наиболее серьезным конкурентом Сбербанку вознамерился стать «ВТБ 24» — розничное подразделение группы ВТБ. Член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков не стал комментировать перспективы проекта Росбанка и возможное участие в нем «ВТБ 24». Тем не менее банки в мире часто объединяются в подобные коалиции, это удобно для клиентов, говорит Горшков. Он обращает внимание, что в России доля покупок по картам незначительна и такой проект мог бы иметь успех. Как следствие, улучшилось бы положение его участников на рынке. «Однако мы активно развиваем свою сеть, она достигнет 4500 устройств к концу года, мы также рассматриваем возможность локальных коалиций в тех регионах, где у нас есть крупные клиенты, а собственная сеть еще недостаточно развита», — добавляет он. Представитель Сбербанка отказался комментировать проект на базе Объединенной платежной системы.
Другой порядок
1,5%
стоимость эквайринга в России, по оценке Голубкова
0,15%
стоимость инкассации выручки
Даниил ЖЕЛОБАНОВ, Василий КУДИНОВ