На мировых рынках продолжается общее снижение цен на основные сырьевые и продовольственные товары, которые уже подешевели за прошлый год более чем в два раза. Эта тенденция привела во многих странах к резкому снижению инфляции и удешевлению целых групп товаров. Однако россияне не смогут воспользоваться преимуществами снижения мировых цен. Протекционистские меры правительства и монополизация рынков сохранят в стране высокую инфляцию, которая, даже по прогнозам властей, превысит в этом году 10—11%.
Цены на мировых товарных рынках в 2008 году упали в несколько раз практически на все базовые товары. Цветные и черные металлы, хлопок, пшеница подешевели после максимального взлета в начале прошлого года более чем в два раза. Еще более резко — почти в четыре раза — снизились мировые цены на нефть. Упали экспортные цены даже на полуконтрабандный российский лес-кругляк, который теперь стоит меньше на 15—30% по сравнению с прошлогодним докризисным уровнем.
В среду на Лондонской бирже металлов основные товары продавались более чем в два раза дешевле, чем в июне прошлого года. В частности, алюминий стоит в 2,1 раза дешевле июньского уровня, медь — в 2,8 раза, никель — в 2,1, олово — в 2,1 раза. Еще один индикатор падения мировых цен — это резкое удешевление российского леса. В начале недели Братская таможня объявила, что китайские покупатели предлагают сегодня всего 70—80 долл. за кубометр кругляка вместо 100—110 долл. в докризисные времена.
Резкое падение мировых цен на все группы товаров привело к снижению розничных цен в большинстве развитых стран. Однако в России общий рост внутренних цен не остановился. Так, по последним сопоставимым данным Росстата, за ноябрь в 27 странах Евросоюза было отмечено снижение цен в среднем на 0,4%. В это время в России — напротив — сохранялась высокая инфляция — около 0,8% в месяц. По итогам 11 месяцев рост цен в странах ЕС-27 был почти в пять раз ниже аналогичного российского показателя — 2,3% в Европе против 12,5% в России.
Экономисты объясняют сохранение высокой инфляции в России на фоне кратного падения мировых цен монополизацией экономики и новыми антикризисными мерами правительства, которые только ускоряют рост цен. «Внутренние цены в России будут расти независимо от падающей конъюнктуры мировых рынков. Протекционистские меры правительства противодействуют тому, чтобы население в полной мере воспользовалось преимуществами от снижения цен, в частности, на мировых продовольственных рынках», — считает главный экономист «Открытия» Данила Левченко. По его словам, декларируемая поддержка сельского производителя является антисоциальной мерой по отношению к жителям городов. «Кроме того, нельзя забывать о девальвации рубля, которая удорожает импорт и служит одним из ведущих факторов инфляции в 2009 году», — говорит Левченко.
«Инфляция в России носит структурный характер, и наша экономика не в состоянии возвращаться к более низким уровням цен, как это происходит в развитых странах», — отмечает аналитик «Экономической экспертной группы» Мария Катаранова. Ярким примером структурного несовершенства экономики являются цены на хлеб, которые, по словам эксперта, в России никогда не снижались даже при кратном падении мировых цен на пшеницу.
«В России в отличие от западных стран физические лица — покупатели товаров и услуг не так сильно влияют на цены — доля их покупок меньше, чем корпораций. Это, в общем, и очевидно — уровень благосостояния граждан в России существенно меньше. Поэтому снижение покупательского спроса влияет не сразу, а со временем, и только через адаптацию к рынку производителей продукции. А адаптация идет медленно, не многие наши производители научились быстро реагировать на изменения спроса и потребительских предпочтений», — отмечает директор по развитию компании «Малакут» Андрей Локшин. Одним из важных факторов инфляции, по его словам, является рост затрат на энергию и транспорт, который фактически продиктован решениями государства.
«Рост цен в нашей стране в значительной мере связан с тем, что компании-экспортеры, теряющие прибыль в связи с падением цен на мировом рынке, стремятся компенсировать потери дохода за счет внутреннего потребителя», — объясняет ценовые парадоксы управляющий партнер компании «Независимые директора» Андрей Северилов.
«Рост внутренних цен у нас обусловлен отсутствием реальной конкуренции на большинстве рынков потребительских товаров и услуг, неразвитостью внутреннего производства — в первую очередь сельскохозяйственного, — а также некачественной организацией жилищно-коммунальной отрасли. Изолированность, в том числе топливного рынка и рынка продовольствия, — также значимые причины высокой инфляции», — считает аналитик Номос-банка Илья Ильин. По его мнению, правительственные антикризисные меры во многом усугубляют эти проблемы, поскольку, например, увеличение ввозных пошлин поднимает стоимость импортных товаров, что бьет по населению.
Михаил СЕРГЕЕВ